Департамент образования Вологодской области - 17 января состоялось заключительное мероприятие по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в РФ», организованное Правительством области и Законодательным Собранием
Печать

17 января состоялось заключительное мероприятие по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в РФ», организованное Правительством области и Законодательным Собранием

17 января состоялось заключительное мероприятие по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в РФ»17 января состоялось заключительное мероприятие по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в РФ», организованное Правительством области и Законодательным Собранием.

В течение нескольких месяцев свои предложения по его совершенствованию могли вносить все заинтересованные лица. Общественные слушания, прошедшие 17 января в Большом зале Правительства, были призваны сформировать окончательный список поправок и предложений от Вологодской области.

17 января состоялось заключительное мероприятие по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в РФ», организованное Правительством области и Законодательным Собранием.

В течение нескольких месяцев свои предложения по его совершенствованию могли вносить все заинтересованные лица. И некоторые из них уже нашли свое отражение в законопроекте. Между тем, 1 февраля всеобщее обсуждение эпохального документа заканчивается. И Общественные слушания, прошедшие 17 января в Большом зале Правительства, были призваны сформировать окончательный список поправок и предложений от Вологодской области.

Открывавшие слушания 1-й заместитель губернатора Иван Поздняков, начальник департамента образования Елена Рябова и председатель комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного Собрания области Людмила Ячеистова выразили единое мнение общественности: новый закон «Об образовании» необходим. И этому есть множество причин, главные из которых – принципиально новые реалии в сфере образования, а также огромное количество изменений и принятых за двадцать лет существования старого закона нормативных актов, которые давно требуют объединения и систематизации.

Руководители образовательных учреждений (вузов, средних школ, дошкольных учреждений), родительских комитетов, члены Общественной палаты, руководители управлений образования районов области, депутаты – всего более двухсот участников – имели возможность высказаться и передать свои предложения в сводный документ, который будет направлен в Государственную Думу.

Открывая слушания, 1-й заместитель губернатора Иван Поздняков призвал выступающих вносить конкретные предложения, дабы ускорить процесс их обработки.

Позицию Правительства области выразила начальник Департамента образования Елена Рябова, обратившая внимания на существенные изменения в новом варианте законопроекта:

– Совершенствуются типы и виды образовательных организаций. В рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории. Нужно обратить внимание на то, что тип образовательной организации не влияет на финансирование: устанавливается единый норматив финансирования организаций одного типа.

Актуальным представляется расширение норм по дошкольному образованию. Разделяется дошкольное образование и сопровождающий его уход и присмотр за детьми, включая организацию питания и режим дня.

Совершенствуются виды дошкольного образования, их два: детский сад и детский сад компенсирующего вида. Но, по нашему мнению, нужна все-таки более детальная градация, которая уже отработана и показала себя эффективной.

В связи с отсутствием как уровня начального профессионального образования (оно будет включено в систему среднего профессионального образования) основные профессиональные образовательные программы будут включать в себя два уровня образовательных программ: подготовка профессиональных кадров и специалистов среднего звена. Программы будут реализовываться не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве. В принципе мы сейчас все это реализуем на практике, а новый законопроект лишь узаконит существующие модели.

Весте с тем, остается неурегулированным вопрос о статусе организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Из числа образовательных программ исключаются и становятся самостоятельным видом программы подготовки научных кадров. Разграничены формы получения образования и формы обучения. Из форм получения образования исключено понятие экстернат.

Закреплена норма о ликвидации сельского образовательного учреждения: для принятия решения о ликвидации МДОУ в сельской местности необходимо согласие населения через сход граждан. Для нас всех эти нормы принципиальны.

Отмечу, что некоторые моменты, на которые мы неоднократно указывали, были не учтены, поэтому мы направляем их повторно. Для этого у нас есть время до 1 февраля.

О ходе обсуждения законопроекта «Об образовании в РФ» в Вологодской области участникам слушаний рассказала председатель комитета по образованию, культуре и здравоохранения Законодательного Собрания области Людмила Ячеистова

– Обсуждение этого законопроекта было начато по поручению Президента Дмитрия Медведева. И такое внимание руководства страны к этому документу вполне объяснимо: закон закладывает фундамент и определяет механизм развития образования на многие годы и касается каждого гражданина страны.

Конечно, в процессе обсуждения законопроекта раздавались противоречивые оценки и комментарии. При нашем комитете в областном парламенте была создана рабочая группа, обобщавшая все предложения и замечания (их было более ста), которые затем направлялись в Госдуму.

К слову, ряд наших предложений учтен в последнем варианте проекта закона «Об образовании». Прежде всего, введено понятие «малокомплектная сельская школа». В то же время многие предложения пока не учтены. Надеемся, что в результате сегодняшних слушаний проект будет доработан.

Если говорить постатейно, то, на наш взгляд, требуют конкретизации положения, направленные на обеспечение прозрачности деятельности образовательных организаций. В том числе посредством расширения права участия общественности в их управлении. Не получили правового регулирования вопросы приема в образовательные организации – среднего и высшего образования.

Особо отмечу, что в закон все-таки необходимо ввести уровень образования – начальное профессиональное образование. Причем в таком виде, как оно существует сейчас, но определив его новые функции и особенности.

Целесообразно в ст.10 оставить все формы получения образования. К сожалению, ряд из них из статьи исчезли. Например, должны оставаться все виды дошкольного образования, поскольку все показавшее положительный опыт обязано существовать.

По нашему глубокому убеждению, следует предусмотреть и дополнительные меры поддержки педагогов.

Нужно отдать должное руководству страны в том, что едва ли не впервые федеральный закон подвергается серьезной общественной экспертизе. Подобное совсем недавно было только с известным законом «О полиции». Все это вселяет надежду на то, что голос наш будет услышан.

Уровень высшего образования на Общественных слушаниях представляла ученый секретарь областного Совета ректоров Ирина Макарьина, отметившая в частности:

– Безусловно, наличие эффективного законодательства, обеспечивающего эффективное правовое регулирование, является необходимым условием функционирования и развития самой системы образования. В сравнении с предыдущим законопроектом нынешний прошел серьезную проработку. Так, определено законодательное закрепление общих правил приема в образовательные учреждения. В новом проекте определены позиции по льготникам, прописана возможность использования этих льгот – не более одного раза. В то ж время законопроект имеет ряд спорных моментов. Так, не рассматривается как уровень образования обучение в аспирантуре. Беспокоит и пункт о филиалах госучреждений, в котором сказано, что филиалы ликвидируются только по согласованию с федеральным органом. В предыдущем, как вы помните, необходимо было и согласие региональных органов.

Председатель Совета директоров учреждений НПО и СПО г. Вологды, директор ГОУ НПО «Профессиональное училище № 52», Михаил Кирбитов подтвердил мысль о том, что «новый законопроект по-прежнему вызывает много вопросов».

– И очень жаль, что большая часть предложений не принята во внимание. Вызывает опасение и немалое число отсылочных норм, то есть фраз типа «и иное, предусмотренное действующим законодательством». С юридической точки зрения эти фразы позволяют каждому трактовать закон по-своему. Поэтому необходимо рассматривать закон «Об образовании» с учетом изменений в других нормативных актах.

Проект декларирует единое образовательное пространство. И здесь наблюдается большое количество противоречий. Особенно это касается социального статуса педработников, с которым нужно однозначно определяться: либо относить его к госслужащему либо соотносить оплату труда с зарплатами ведущих отраслей. Мне очень приятно слышать слова поддержки о том, что уровень начального профессионального образования должен остаться. Хотя бы потому, что помимо подготовки высококвалифицированных кадров страна по-прежнему будет нуждаться и в низкоквалифицированных работниках.

Председатель комиссии по социальным вопросам Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района Любовь Соколова внесла существенное замечание, касающееся цифровых школ:

– Особо отмечу цифровые школы, одна из которых находится в нашем районе. Очень хотелось бы, чтобы в законе был отражен ее статус. Ведь не секрет, что на ее содержание, ремонт оборудования, приобретение современной техники, программное обеспечение требуется значительно большие средства. Сегодня мы справляемся с этими затратами, но в связи с новыми реалиями у цифровых школ могут возникнуть проблемы.

Мы почему-то не говорим, что впервые вводятся санкции за оказание некачественных образовательных услуг (статья 88). Но необходимо более четкое представление о механизме реализации данной статьи: как и кем будет определяться существенность объема невыполнения требований, установленных стандартами? в какой момент у обучающихся может появиться право или основание предъявить претензии: по окончании года либо по итогам ЕМЭ или ЕГЭ? кто будет определять размер денежных компенсаций? в каких рамках будет определяться сумма убытков или морального вреда? Как определить долю вины образовательного учреждения и долю вины родителей?

Хотелось бы попросить и Законодательное Собрание области и Департамент образования продолжить подобные встречи, поскольку вопросов остается очень много.

Председатель Совета руководителей образовательных учреждений Сокольского муниципального района, заведующая МДОУ № 20 г. Сокола Екатерина Корепанова отметила ряд позитивных моментов в отношении дошкольного образования

– Дошкольное образование выделяется на первый уровень образования, что подтверждает его значимость. Определены нормы индивидуальной педагогической деятельности, чего не было до этого. Выделены нормы компенсации части родительской платы и конкретизированы нормы родительской платы.

В то же время, мы считаем, что решающую роль в развитии ребенка-дошкольника имеет семья. Об этом гласит статья 18 действующего закона «Об образовании». В связи с этим считаем необходимым закрепить в новом законе приоритет семьи в образовании. При этом педагоги должны являться только помощниками родителей.

Предлагаем также предусмотреть в законе некий минимум финансирования дошкольного образования в целом. Должна иметь место статья по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которая была в первом варианте.

Очень серьезным мы считаем противоречия между разными документами: новый закон выделяет два вида дошкольных учреждений, действующий – восемь, а только что вошедшие САНПИНы – 6 видов. Необходимо этот момент урегулировать.

Закон пока сложен для работы, а хотелось бы видеть документ, который бы являлся рабочим документом, который будет понятен всем участникам образовательного процесса.

Бурные аплодисменты вызвала речь представителя Общественной палаты ВО, который предложил предусмотреть в законе возможность замену воинской службы альтернативной гражданской службой, как это прописано в Конституции.

– Общеизвестно, что наша школа испытывает дефицит в педагогах-мужчинах. И чтобы молодые люди и их родители не изыскивали возможность уклониться от службы в армии, им нужно предложить такой вариант.

Кроме того, разработчики законопроекта должны раскрыть, как именно обеспечиваются общедоступность и бесплатность образования, и только потом предлагать нововведения.

Не нашла отражения и проблема обеспечения жильем педагогов. Предлагаем закрепить в законе обеспечение служебным жильем с правом его приватизации при достижении рабочего стажа, позволяющего выйти на пенсию.

Возможность выступить получили все желающие. При этом председатель комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного Собрания области Людмила Ячеистова призвала всех сделать решающий рывок по внесению предложений. Первый заместитель Губернатора Иван Поздняков, подводя итог слушаниям, еще раз напомнил, что у всех до 1 февраля есть возможность высказаться на официальном сайте по обсуждению нового закона «Об образовании в РФ» zakonoproekt2010.ru.

Разделы

Баннеры

 

Ссылки