Государственная итоговая аттестация x



ФИПИ: Участникам ЕГЭ по географии нужно хорошо знать особенности стран мира и регионов России
ОПУБЛИКОВАНО: 10.01.2020
РУБРИКА: Обзор СМИ

ФИПИ: Участникам ЕГЭ по географии нужно хорошо знать особенности стран мира и регионов России

В 2019 году ЕГЭ по географии в основной период сдавали более 17 тысяч человек, примерно столько же, сколько годом ранее. Участники ЕГЭ успешно справились с решением типовых задач. Сложности у выпускников вызвали задания, требующие объяснить географические процессы и явления, задания по страноведению и географии России. Обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников ЕГЭ по географии продолжает серию публикаций, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Экзаменационная работа включает задания, проверяющие содержание всех основных разделов курса географии («Источники географической информации», «Природа Земли», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и геоэкология», «Страноведение», «География России»). Наибольшее количество заданий базируется на содержании курса географии России. Наиболее успешно участники справились с заданиями, требующими применения географических знаний для решения типовых учебных задач. Большинство выпускников умеют читать географические карты, определять по ним координаты и расстояния, составлять профиль рельефа местности по топографической карте, анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм. Типичной ошибкой остается неумение сопоставлять ответ с вопросом. Так, до 5% ошибок было связано с тем, что вместо требуемого в вопросе субъекта РФ экзаменуемые в качестве ответа записывают страну и наоборот. Сложными для участников экзамена оказались задания, проверяющие понимание географических процессов и явлений в геосферах, задания по страноведению, в которых проверялось знание особенностей природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира. Участники ЕГЭ также испытывали затруднения при выполнении заданий, проверяющих знание особенностей природы населения и хозяйства крупных географических районов России, особенностей географии промышленности и сельского хозяйства нашей страны. Наиболее сложными в ЕГЭ 2019 года были задания, проверяющие умение использовать географические знания для объяснения различных географических процессов и явлений. Немногие выпускники смогли проследить цепочки причинно-следственных связей географических явлений и процессов. Дополнительного внимания требует усвоение климатообразующих процессов и факторов, закономерностей изменения климата, особенностей и следствий движения Земли. При подготовке к экзамену важно отработать планы характеристик географических объектов: рек, климатических поясов, природных зон. При правильном составлении комплексных характеристик, в соответствии с планом, более четко проявляются взаимосвязи и взаимообусловленности всех оболочек Земли. В процессе подготовки нужно уделить время упражнениям, нацеленным на отработку физико-географических понятий, установление причинно-следственных и пространственно-временных связей между природными процессами (явлениями) для объяснения особенностей их проявления на определенных территориях. Избежать досадных ошибок, вызванных непониманием текста заданий, поможет их внимательное чтение.

ФИПИ: Участникам ЕГЭ по истории не стоит заучивать шаблоны сочинений
ОПУБЛИКОВАНО: 16.12.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

ФИПИ: Участникам ЕГЭ по истории не стоит заучивать шаблоны сочинений

Выпускники 2019 года выполнили экзаменационную работу по истории лучше, чем их предшественники годом ранее. Хорошее знание истории – залог успеха на ЕГЭ по этому предмету, однако не менее важны умения рассуждать и аргументировать. Серию публикаций от специалистов ФИПИ продолжает обзор методических рекомендаций по итогам анализа результатов ЕГЭ-2019 по истории. Участники ЕГЭ 2019 года успешнее выполнили задания на знание исторических фактов, понятий, исторических деятелей, на умение работать с исторической картой и иллюстрациями. Наиболее трудным для выпускников 2019 года, как и для выпускников предыдущих лет, оказалось задание 24 на проверку умения аргументировать данную в задании точку зрения. При написании исторического сочинения (задание 25) значительное количество баллов было потеряно выпускниками из-за допущенных фактических ошибок, неумения указать влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России, неправильного указания роли исторической личности в событиях, явлениях и процессах, названных в историческом сочинении, и из-за неумения сформулировать причинно-следственные связи. Хотелось бы предостеречь будущих участников ЕГЭ по истории от заучивания наизусть шаблонов сочинений по всем возможным периодам истории, которые могут быть включены в задание 25. Нередко текст, который заучивается и воспроизводится на экзамене, исходно не соответствует требованиям, предъявляемым к историческому сочинению, содержит ошибки и даже в первоисточнике может быть оценен только низким/нулевым баллом. Подобное заучивание также не способствует полноценному освоению фактического материала и развитию предметных умений. Нужно научиться самостоятельно писать сочинение по предложенному плану. ЕГЭ по истории 2019 года подтвердил простую истину: чтобы хорошо сдать экзамен, надо знать историю. Знания выступают основой для достижения высокого результата на экзамене. Что именно надо знать? Прежде всего, основные даты, исторические факты, в том числе факты из истории развития российской культуры, деятельность выдающихся исторических личностей, основные исторические понятия. Но знание отдельных фактов должно быть встроено в общее понимание исторического процесса. Важно уметь находить в источнике, анализировать и интерпретировать историческую информацию. При подготовке к экзамену рекомендуем обратить также внимание на совершенствование историко-географических знаний и навыков работы с картографической информацией. Успешно сдать экзамен смогут выпускники, которые не только держат в голове значительное количество дат, фактов, терминов, имён и фамилий, но умеют самостоятельно на основе анализа исторического материала устанавливать причины и последствия, значение важнейших исторических событий, интерпретировать исторические факты, аргументировать свою точку зрения на исторические события, явления, процессы, анализировать источники исторической информации, представленные в различной форме (текст, историческая карта, изображение, статистическая таблица, график) и делать выводы.

ОПУБЛИКОВАНО: 25.11.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

ФИПИ: Участники ЕГЭ по биологии должны уметь анализировать биологические объекты, явления и процессы

  Биология является одним из наиболее востребованных экзаменов по выбору. С 2017 года в ЕГЭ по биологии используется обновлённая экзаменационная модель. Результаты экзамена в 2017-2019 годах стабильны, однако отдельные темы вызывают затруднения у участников экзамена. Обзор методических рекомендаций по биологии по итогам анализа результатов ЕГЭ-2019 продолжает серию публикаций от специалистов ФИПИ. В рамках ЕГЭ проверяется знание следующих разделов курса биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Участники экзамена 2019 года показали хорошие результаты при выполнении заданий базового уровня практически по всем темам. В то же время затруднения вызвали такие темы, как «Биология как наука, методы познания живой природы», «Определение числа хромосом и ДНК в соматических и половых клетках», «Внутренняя среда организма человека, сенсорные системы», «Среды обитания организмов», «Разнообразие экосистем (биогеоценозов)». Среди заданий повышенного уровня сложности наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на проверку умения характеризовать фазы фотосинтеза, свойства нуклеиновых кислот, двойное оплодотворение у цветковых растений, определять число ДНК в клетках, устанавливать последовательность процесса смены экосистем и соответствия между характеристиками и реакциями матричного синтеза. Среди заданий с развернутыми ответами наиболее трудными для участников оказались задания, проверявшие умения анализировать результаты биологического эксперимента по его описанию, делать выводы на основании анализа данных, полученных в результате эксперимента; объяснять действие на организм лекарственного препарата; характеризовать причины и механизмы биологической эволюции; устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; сравнивать биологические процессы обмена веществ и делать выводы на основе сравнения; объяснять особенности индивидуальное развитие организма. Все эти задания требуют не просто заучивания определенного объема биологической информации, а умения ее применять для решения поставленных задач, способности интегрировать знания биологии и основ химии, физики. При изучении биологии в старших классах и подготовке к экзамену целесообразно обратить внимание на развитие умений анализировать биологические объекты, явления, процессы, объяснять обстоятельства их протекания, устанавливать взаимосвязи объектов, процессов, решать биологические задачи, сравнивать различные объекты и процессы
ФИПИ: Участники ЕГЭ по биологии должны уметь анализировать биологические объекты, явления и процессы

ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов — об искусственном интеллекте для ЕГЭ и новых причинах аннулирования результатов выпускного теста

Результаты некоторых работ ЕГЭ-2019 могут быть аннулированы. Впервые в этом году выпускников проверял «искусственный интеллект», и программа — а затем и почерковедческая экспертиза — выявили, что ряд работ были написаны не одним и тем же человеком. Теперь в истории предстоит разбираться правоохранительным органам. Об этом в интервью «Известиям» заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Он также рассказал, что с 2021 года ЕГЭ по информатике и ИКТ будет проходить в компьютерной форме, восьмиклассников уже в этом учебном году ждут Всероссийские проверочные работы, а через десять лет ЕГЭ может перейти в онлайн-режим. По закрытым каналам — В разгаре вторая учебная четверть, самое время начинать готовиться к ЕГЭ и ОГЭ. Какие изменения в госэкзаменах ждут школьников в этом году? — Наша принципиальная позиция — никаких серьезных изменений в ЕГЭ в этом году быть не должно, мы не планируем серьезных изменений и в следующем учебном году. Для нас важна стабильность, чтобы все выпускники спокойно готовились, знали правила сдачи. А если какие-то изменения нужны, их нужно очень внимательно обсуждать с профессиональной общественностью, затем апробировать и только после этого вводить в штатный режим. Количество минимальных баллов в этом учебном году — на уровне прошлого года, также предусмотрен выбор математики: либо базовый уровень, либо профильный уровень. Как и в прошлом году будет досрочный период сдачи ЕГЭ, будут резервные дни. Сохраняется возможность пересдать ЕГЭ по русскому языку и базовую математику в сентябре следующего учебного года, если кто-то по каким-то причинам не сдавал или не набрал минимальное количество баллов летом. Модель, которая реализуется, на наш взгляд, уже достаточно устоялась. Мы отказались от тестовой части, «угадайки», по всем предметам за исключением иностранных языков, потому что там есть международные стандарты и требования, которым мы следуем. — А будут ли изменения в организации ЕГЭ? — Да. Будет меняться и совершенствоваться технология, но это касается не выпускников, а организаторов. В 2020 году мы расширим технологию передачи экзаменационных материалов непосредственно из Москвы в пункты проведения экзамена по закрытым каналам связи. В этом году уже в восьми регионах такая технология была апробирована, в следующем году мы планируем расширить список. — Решение по иностранному языку, который должен стать обязательным при сдаче ЕГЭ, уже принято? Ждать ли его выпускникам 2022 года, нынешним девятиклассникам? — Введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку было установлено принятым еще в 2012 году Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. С 2022 года в соответствии со стандартами будет введен обязательный единый государственный экзамен по иностранным языкам, которые сегодня можно сдавать по выбору. Выбрать для сдачи можно будет любой из языков: английский, немецкий, французский, испанский или китайский. Я рекомендую всем, кто готовится сдавать ЕГЭ, внимательно посмотреть правила сдачи. Есть портал Единого государственного экзамена, где размещены все правила, инструкции, описано, как организован и будет проходить ЕГЭ. Есть сайт Федерального института педагогических измерений, где размещены утвержденные демоверсии по каждому предмету, есть открытый банк заданий, которые можно решать. Открою небольшой секрет: там есть даже задания текущего учебного года, чтобы посмотреть, еще раз оценить свой уровень и по возможности позаниматься проблемными вопросами, которые остаются. Самое главное правило в организации ЕГЭ — объективность, честность. Нужно всегда помнить о правиле: если на экзамене будут обнаружены шпаргалки, мобильные телефоны, результаты аннулируются как во время экзамена, так и после. Везде есть видеонаблюдение, мы просматриваем записи после ЕГЭ, чтобы обеспечить равные условия всем выпускникам вне зависимости от территории, где сдается ЕГЭ. Проверка всероссийского масштаба — Планируется ли расширить список обязательных предметов? Много лет говорят об экзамене по истории. Когда может быть принято такое решение? — Недавно на совещании Российского исторического общества поднимался этот вопрос. Мы предложили проводить всероссийские проверочные работы (ВПР) по истории в 11 классе. Почему говорится о необходимости введения обязательного ЕГЭ по истории, географии, физике? Причина — повышение мотивации к изучению данного предмета. Экзамен является определенным внешним мотиватором, недаром есть поговорка «От сессии до сессии живут студенты весело». В отличие от ЕГЭ всероссийские проверочные работы проводятся в школе учителями. У нас есть определенные вопросы в отношении За пять лет в Российской Федерации выстроена единая система оценки качества образования, учитывающая результаты всех международных исследований, в которых Россия участвует, всероссийских проверочных работ во всех классах, начиная с 4-го, по всем основным предметам. У нас создана Big Data результатов по всем общеобразовательным учреждениям. Анализируя ежегодные данные по проверочным работам, мы видим, где они проходят объективно, а где завышают результаты. С каждым годом таких школ становится всё меньше, и одна из наших ключевых задач — повышение объективности проверочных работ. Что касается обязательности ЕГЭ по истории, мы пока предлагаем идти по такому пути, а количество обязательных предметов ЕГЭ сохранить. Тем более что с 2022 года нам предстоит обязательный ЕГЭ по иностранным языкам. — В каких регионах завышают результаты проверочных работ? — Все регионы представлены на сайте Федерального института оценки качества образования. Там указаны школы, у которых обнаружены признаки необъективности результатов. Можно ознакомиться, картина разная. Многие считают, что необъективные результаты на Северном Кавказе. Сегодня мы достигли в проведении ЕГЭ уровня, когда все регионы равны: Северный Кавказ, Центральная Россия, Дальний Восток. С ВПР ситуация разная, поэтому конкретные регионы сложно выделить, речь больше идет о муниципалитетах и самих школах. Родители тоже могут ознакомиться с этой информацией. — Какие-то санкции следуют в отношении руководителей школ, где результаты ВПР были завышены? — Первое — это публичность. Мы выкладываем в открытый доступ результаты с признаками необъективности, и видим, что количество таких школ уменьшилось. В эти школы направляются проверки. Говоря о «регуляторной гильотине» — новой модели контрольно-надзорной деятельности, — мы предлагаем организовывать проверки в отношении школ, которые дают необъективные результаты по проверочным работам, чтобы были соответствующие административные решения, и эта ситуация не повторялась. — Возможно, есть смысл увеличивать количество ВПР, чтобы предотвратить неприятности на ЕГЭ? — Идея ВПР не новая — в советское время были министерские контрольные работы. Очень важно, что возрождение этой идеи шло от самих родителей. Пять или шесть лет назад я выступал в Совете Федерации, мы обсуждали, что многие жалуются: в школах ставят пятерки, а на ЕГЭ у детей — низкий результат. Когда мы эти случаи разбирали, видели, что завышали оценки, а выпускник не владел элементарными знаниями по математике, физике, химии, и восполнить эти пробелы после 11-го класса очень сложно, а это основы. Если выпускник не знает новейшую историю или историю государства, ему сложно ориентироваться в событиях, которые происходят. Тогда мы приняли решение возродить министерские контрольные работы, чтобы оказать соответствующую методическую помощь и учителям, и школам, и родителям. В этом году всероссийские проверочные работы обязательны для 4-х, 5-х, 6-х, 7-х классов, 8-е и 11-е – по выбору. А в следующем учебном году мы планируем, чтобы в 8-х классах тоже были обязательные. В 10-м классе мы не вводим проверочные работы. Анализировали и решили, что нет такой необходимости, потому что в 9-м классе прошел ОГЭ, в 11-м классе будет ЕГЭ, и эти два года — уже профильные предметы. «Регуляторная гильотина» для школы — Коснется ли «регуляторная гильотина» сферы образования, будут ли сокращены проверки школ, учителей, руководителей? — Я докладывал на коллегии в министерстве, что мы уже сократили проверки школ на 15% в прошлом учебном году по сравнению с позапрошлым, потому что уже ввели риск-ориентированный подход к организации проверок школ. Он заключается в том, что мы проверяем школы, которые показывают необъективные завышенные результаты, и школы, где есть низкие результаты. Нет смысла в обязательном порядке проверять школу, если она объективно дает хорошие результаты. — Будет количество проверок сокращаться и дальше? — Я надеюсь, что будет сокращаться количество необъективных школ и количество школ, дающих низкие результаты. Соответственно, количество проверок будет сокращаться. В рамках «регуляторной гильотины» мы планируем усовершенствовать само содержание проверок. Сегодня проверки проходят по трем направлениям: проверка лицензионных требований, соблюдение закона «Об образовании» и контроль качества. Контроль качества проходит так: мы приходим в школу или вуз, смотрим программы и соответствие этих программ Федеральному государственному образовательному стандарту. Я считаю, что это не совсем правильно, и нужно смотреть именно качество знаний школьников через контрольные работы. В рамках «регуляторной гильотины» новая модель, которую мы предлагаем, в большей степени касается вузов. Она заключается в том, чтобы перейти от оценки бумаги к реальной оценке знаний студентов. — Каким образом? — В вузах мы проверяем программу на соответствие стандартам. Ректоры вузов говорят, что надо переходить на новый этап. Мы обсуждали с Виктором Антоновичем Садовничим (МГУ), с Ярославом Ивановичем Кузьминовым (ВШЭ) и Николаем Михайловичем Кропачевым (СПбГУ), что нужно оценивать качество знаний студентов. 1 сентября 2013 года в Российской Федерации действовало 500 государственных вузов, 900 филиалов государственных вузов, 500 негосударственных вузов и 500 филиалов негосударственных вузов. Сегодня у нас около 470 государственных вузов, около 450 филиалов госвузов, 110 негосударственных вузов и 54 аккредитованных филиала негосударственных вузов. Количество негосударственных вузов мы сократили в 3,5 раза, в 10 раз сократили количество филиалов негосударственных вузов. Наверное, количество негосударственных и государственных вузов сегодня оптимально, поэтому требуется перейти на следующий этап, когда мы будем смотреть реальное качество образования студентов и принципы, касающиеся системы общего образования, использовать для системы профессионального образования. 5–6 декабря в Петербурге мы собираем ректоров всех вузов — будем обсуждать, как организовать оценку знаний студентов. Я думаю, через полгода у нас будет окончательно сформирована эта модель. Испытание искусственным интеллектом — Как может измениться ЕГЭ через десять лет? Будут ли проверять гибкие навыки школьников? — Я уверен, через 10 лет никуда не уйдут базовые теоретические знания по математике, физике и химии, не уйдет знание русского языка, чтение отечественной и зарубежной классической литературы. Понятно, что современному выпускнику школы и вуза нужны гибкие навыки — soft skills: работа в команде, умение отстаивать свою точку зрения, критическое мышление, креативность. Но без hard skills мягкие навыки, наверное, сформировать нельзя, поэтому большинство международных экспертов убеждены, что и через десять, и через двадцать лет теоретические знания будут нужны, и нужно их преподавать, так как это база, на которой soft skills потом формируются. Мы создали рабочую группу с Российской академией наук, куда вошли представители Министерства просвещения, Министерства науки и высшей школы, Сбербанка, и эти вопросы аккуратно обсуждаем. Возможно, появится экзамен по soft skills. Задача этой рабочей группы — определить, нужен ли такой экзамен, его параметры. Наверняка он должен быть добровольным, но, как мы видим по ЕГЭ, экзамен мотивирует развитие того, о чем спрашиваешь. Мы ввели устный иностранный язык в 2015 году, и школы стали перестраиваться. Через год мы вводим сдачу единого государственного экзамена по информатике на компьютере, сегодня это только бумажный вариант. И школа, и система образования будут перестраиваться и развиваться в этом направлении. Перевод ЕГЭ в компьютерную форму — перспективное направление работы Рособрнадзора. Оно актуально в условиях постепенной цифровизации всех сфер жизни общества. Думаю, что через 10 лет мы перейдем на онлайн-экзамен, но это нужно будет делать очень аккуратно, выверено, чтобы были корректные задания и мы понимали, что экзамен проходит эффективно. И я уверен, что для выпускника 2030 года будут очень важны нравственные качества. Об этом говорят все эксперты практически в каждой стране. — Как вы оцениваете результаты ЕГЭ прошлого года? — Мы прошлый год оцениваем достаточно успешно: уже шесть лет подряд, с 2014 года, экзамен идет объективно. Нет утечек экзаменационных материалов, нет массовых списываний, массовых подтасовок — нет той несправедливости, которая, к сожалению, когда-то была в ряде регионов. Да, появляются новые технические средства, и, к сожалению, ими пользуются выпускники. Но мы тоже это видим и в ходе экзамена, и после экзамена и вынуждены аннулировать эти результаты. Но в целом нарушений с мобильными телефонами и шпаргалками становится меньше. Нет сайтов, которые предлагают реальные задания по ЕГЭ перед началом экзамена. В прошлом году, в порядке эксперимента по отдельным предметам, мы попробовали использовать возможности специальной программы, можно сказать, части прообраза системы искусственного интеллекта. С использованием этой программы дополнительно после всех состоявшихся экзаменов автоматически были проанализированы ответы выпускников, написанные ими по разным предметам ЕГЭ, чтобы определить, писал ли эти несколько работ один и тот же участник. Из 700 тыс. только 75 работ вызвали некоторые подозрения. Работы были из разных регионов. Мы передали их на почерковедческую экспертизу, и по 11 работам подозрения подтвердились. Рособнадзор на днях направил в правоохранительные органы эти материалы, чтобы они провели соответствующие мероприятия. — То есть выпускнику кто-то каким-то образом помог сдать ЕГЭ? — Мы не утверждаем, что за выпускника работу на самом деле кто-то другой писал. Например, 64 из тех работ, которые мы отдали на почерковедческую экспертизу, оказались «чистыми». Просто школьник где-то писал правой рукой, где-то – левой, из-за чего почерк оказался разным. Но 11 работ из 700 тыс. забраковала почерковедческая экспертиза. Но это не окончательное решение. — Как эта программа работает — проверяются абсолютно все работы? — Искусственный интеллект — точнее, программа, проверяет все работы и выявляет, один ли человек писал. В этом учебном году на ЕГЭ-2020 будет точно так же. — Кто разрабатывал эту программу? — Это секрет.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов — об искусственном интеллекте для ЕГЭ и новых причинах аннулирования результатов выпускного теста

Задания ГИА и ВПР позволяют выпускникам продемонстрировать творческий потенциал
ОПУБЛИКОВАНО: 08.11.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Задания ГИА и ВПР позволяют выпускникам продемонстрировать творческий потенциал

Рособрнадзор полностью отказался от «тестовой» части, заданий с выбором одного ответа в экзаменационных материалах по русскому языку и другим предметам. «Сегодня в системе государственных экзаменов по всем учебным предметам востребованы умения рассуждать, осмысленно формулировать свою точку зрения, аргументированно ее доказывать, используя нормы русского литературного языка», - рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе II съезда Общества русской словесности. По его словам, серьезное внимание уделяется Рособрнадзором построению системы объективных процедур оценки качества подготовки обучающихся по русскому языку и литературе, выстраиванию механизмов работы с полученными результатами в регионах. Теперь с 4 по 7 классы проводятся, в качестве ежегодного мониторинга, всероссийские проверочные работы по русскому языку, в 9 классе – государственная итоговая аттестация по русскому языку и литературе, в 11 классе – итоговое сочинение и ЕГЭ по русскому языку и литературе. В 2018 году в 6 и 8 классах проводилось национальное исследование качества образования по литературе, исследование качества подготовки по русскому языку первокурсников организаций среднего профессионального образования. Ведомство разработало и внедрило как допуск к государственной итоговой аттестации итоговое собеседование для девятиклассников. После нескольких масштабных апробаций весной 2019 года более полутора миллионов девятиклассников прошли итоговое собеседование по русскому языку в штатном режиме. В собеседовании используются приемы чтения и пересказа фрагмента текста, построения ребятами своих собственных высказываний на основе личных впечатлений, жизненного опыта, а также диалога с собеседником. В 2019 году получили «зачет» 97% участников собеседования. Однако более 30% девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли последовательно построить свое 2-3-минутное высказывание по выбранной теме, более 60% участников собеседования допустили орфоэпические и речевые ошибки. «Эти результаты станут объектом детального анализа и адресной работы институтов повышения квалификации учителей, а также важным акцентом для работы педагогических коллективов каждой школы страны», – заявил Сергей Кравцов.

Рособрнадзор обсудил с учителями перспективы развития ГИА и ВПР по русскому языку и литературе
ОПУБЛИКОВАНО: 08.11.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Рособрнадзор обсудил с учителями перспективы развития ГИА и ВПР по русскому языку и литературе

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в рамках съезда учителей русского языка и литературы провела секцию «Направления совершенствования инструментария для оценочных процедур по русскому языку и литературе», в ходе которой руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и специалисты ведомства рассказали о результатах и перспективах развития государственной итоговой аттестации (ГИА) и всероссийских проверочных работ (ВПР) и ответили на вопросы учителей. «Для нас разработка диагностических материалов для русского языка и литературы является ключевой. Мы исключили тестовую часть из ЕГЭ, и сегодня экзамен проверяет не только знание грамматики, но и как выпускник умеет излагать свои мысли. Мы проверяем навыки устной речи в собеседовании по русскому языку», - отметил Сергей Кравцов. Руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку Ирина Цыбулько рассказала, что результаты ЕГЭ по русскому языку стабильны и достаточно высоки, доля высокобалльников в 2019 году превысила 23%. В 2020 году все основные характеристики экзаменационной работы сохранены, также как и основные характеристики итогового собеседования по русскому языку, которое проводится в 9 классе. Руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по литературе Сергей Зинин рассказал о перспективных изменениях КИМ ЕГЭ по этому предмету. По его словам, из КИМ могут быть постепенно исключены все задания с кратким ответом, что сделает экзамен более творческим. Он также поделился результатами анализа итоговых сочинений выпускников 2019 года. По словам Сергея Зинина, одной из основных проблем остается недостаточная широта читательского кругозора одиннадцатиклассников и однообразие в выборе литературного материала для сочинений: только 25% участников сочинений обращаются к произведениям, не входящим в школьную программу по литературе, произведения современных отечественных писателей упоминаются в сочинениях крайне редко. Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко и разработчик ВПР по русскому языку Людмила Комиссарова рассказали о работе с результатами ВПР. Важно, чтобы эти результаты использовались для своевременной диагностики проблем в подготовке обучающихся, а принятие по итогам ВПР управленческих решений, направленных против учителя или ученика недопустимо. Сергей Станченко также отметил, что к проверке ВПР методический коллектив школы должен подходить командно. Он рассказал, что в расписании ВПР 2020 года школам будет предложен временной интервал, в пределах которого они сами смогут выбрать удобную дату для проведения той или иной проверочной работы. Участники съезда задали свои вопросы о содержании КИМ ЕГЭ и ОГЭ, перспективах перевода ЕГЭ в компьютерную форму и возможности отказа от открытых направлений тем итогового сочинения. Детальное обсуждение вызвал вопрос совершенствования ВПР: участники дискуссии высказали свои предложения по изменению содержания заданий ВПР, критериев оценивания, а также увеличению времени на написание проверочных работ. «Мы очень заинтересованы в обратной связи. С сегодняшней встречи мы начнем широкое обсуждение всех вопросов совершенствования ВПР», - подвел итоги дискуссии Сергей Кравцов. Он предложил создать на сайте ФИОКО специальный раздел, куда учителя смогут направлять свои предложения по улучшению ВПР по всем предметам.

ОПУБЛИКОВАНО: 29.10.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Рособрнадзор проводит апробацию ЕГЭ по информатике в компьютерной форме

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 30 октября проведет тренировочный экзамен по информатике и ИКТ в компьютерной форме. Участие в нем примут почти 19 тысяч обучающихся из 84 регионов, для апробации будет задействовано 1 865 пунктов проведения экзамена. «Работа по переводу ЕГЭ по информатике в компьютерный формат велась Рособрнадзором в течение нескольких лет. Планируется, что с 2021 года новая модель экзамена будет введена в штатный режим. На данном этапе нам важно понять, все ли пункты проведения экзаменов готовы к нововведению в плане материально-технического оснащения», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Тренировочный экзамен проводится по новой технологии, при которой отображение контрольных измерительных материалов (КИМ), ввод и сохранение ответов участников обеспечивается при помощи компьютера. При этом участник может использовать среды разработки и офисное программное обеспечение, которые он изучал. При проведении экзамена каждый участник обеспечивается отдельным компьютером. КИМ по информатике и ИКТ разработаны таким образом, что ответы участников не требуют экспертной проверки, все работы проверяются и оцениваются в автоматизированном режиме.
Рособрнадзор проводит апробацию ЕГЭ по информатике в компьютерной форме

ОПУБЛИКОВАНО: 28.10.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

ФИПИ: Участникам ЕГЭ по китайскому языку нужно уделять больше внимания грамматике, иероглифике и разговорной практике

Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ результатов ЕГЭ и публикует методические рекомендации для учителей. Краткие обзоры этих рекомендаций помогут будущим выпускникам и их учителям сориентироваться в том, какие задания вызвали сложности у участников ЕГЭ-2019, какие ошибки оказались наиболее распространенными и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену. Первый обзор посвящен предмету, который в 2019 году участники ЕГЭ сдавали впервые – китайскому языку. Анализ результатов ЕГЭ по китайскому языку 2019 года подтверждает общие тенденции результатов по другим иностранным языкам: задания по аудированию и чтению участники ЕГЭ выполнили лучше, чем задания разделов «Грамматика, лексика, иероглифика», «Письмо» и «Говорение». При выполнении заданий раздела «Аудирование» наибольшее количество ошибок было сделано в заданиях формата «верно – неверно – в тексте не сказано»: участникам ЕГЭ не всегда удавалось выявить различия между «неверно» и «в тексте не сказано». Выполняя задания раздела «Чтение», при общих хороших результатах выпускники допускали ошибки, связанные с тем, что они основывали ответ не на информации из прочитанного текста, а на своих представлениях. В процессе подготовки к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» следует обращать внимание на оттенки смыслов, стараться более точно понять, какая именно информация запрашивается в задании и как найти ее в тексте, а также тренироваться, работая с разными по жанру текстами. Результаты выполнения заданий раздела «Грамматика, лексика и иероглифика» несколько хуже. У участников ЕГЭ были проблемы со знанием порядка слов в китайском предложении, тонов китайского языка, использования предлогов, наречий, дополнительных элементов результата, направления. Таким образом, наибольшую сложность представляет грамматика китайского языка. Грамматические навыки формируются только в процессе речи, поэтому увеличение времени речевой практики позволит избежать подобных проблем в будущем. Наиболее трудными для участников экзамена стали задания с развернутым ответом письменной части. Незнание базовой лексики и грамматики повлияло на выполнение заданий этого раздела: в текстах работ часто имел место набор слов, грамматически не организованных в предложение. Среди типичных грамматических ошибок нарушение порядка слов в предложении, использование большей частью простых нераспространенных предложений, неправильное использование глаголов в позиции предлогов, счетных слов (классификаторов), неправильное использование дополнительных элементов оценки (обстоятельство результата), длительности, кратности. Многие экзаменуемые совершали ошибки в связи с выражением состоявшегося действия, а также действия, имевшего место в неопределенное время в прошлом. Нередко при выражении своих мыслей экзаменуемые строили предложения согласно языковой норме русского, а не китайского языка. При этом используемая лексика и грамматика не соответствовали даже базовому уровню сложности. Большое количество ошибок было связано с написанием иероглифики и использованием знаков пунктуации. Среди типичных можно обозначить подмену одних иероглифов другими, сходными по написанию, неправильную запись составных элементов иероглифов и черт иероглифов. Многочисленные ошибки были связаны с записью знаков препинания в одной клетке с иероглифом, что является недопустимым. Также отмечено неправильное использование различных видов запятых. Выполнение заданий устной части выявило две основные проблемы: выпускники не могут производить грамматически правильные предложения, их лексический запас находится на элементарном уровне. Говорение – это сложное умение и необходимо целенаправленно развивать его на уроках китайского языка. В экзаменационную модель ЕГЭ-2020 по китайскому языку планируется внести ряд изменений. Для того, чтобы успешно справиться с новым форматом заданий по аудированию, необходимо внимательно знакомиться с заданием, определять главное в предложенных в письменной форме утверждениях и видеть разницу между ними, при прослушивании игнорировать незнакомые слова, учиться отделять главное от второстепенного. При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» следует развивать языковую догадку, уделять больше внимания варьированию приемов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения. В раздел «Письмо» введено задание на создание личного письма в ответ на предложенное письмо-стимул от зарубежного друга по переписке. Экзаменуемым следует развернуто ответить на три вопроса, которые задаются в письме-стимуле. Часто один из вопросов содержит несколько элементов, например: «Что ты и твои друзья делали в свободное время?». В этом случае, чтобы ответ считался полным, недостаточно ответить, что делал автор письма, нужно также ответить, что делали его друзья. В этом задании надо также задать другу три вопроса по теме, которая упоминается в тексте письма-стимула и четко сформулирована в инструкции после текста письма-стимула. Важно, чтобы вопросы соответствовали заданной теме, были развернутыми и правильно сформулированными.
ФИПИ: Участникам ЕГЭ по китайскому языку нужно уделять больше внимания грамматике, иероглифике и разговорной практике

Рособрнадзор подготовил новые видеоролики и плакаты о процедурах ГИА
ОПУБЛИКОВАНО: 22.10.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Рособрнадзор подготовил новые видеоролики и плакаты о процедурах ГИА

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила новые анимированные видеоролики и плакаты, рассказывающие о государственной итоговой аттестации. С их помощью выпускники смогут узнать об особенностях ЕГЭ по математике и иностранному языку, собеседовании по русскому языку в 9 классе, как зарегистрироваться на ЕГЭ и пересдать экзамены, правилах и процедуре ЕГЭ, заполнении бланков. Два видеоролика содержат советы для выпускников и их родителей, как лучше организовать подготовку к экзаменам. «Рособрнадзор традиционно уделяет большое внимание разъяснению правил и особенностей экзаменационных процедур выпускникам и их родителям. Ежегодно мы обновляем и дополняем наши разъяснительные материалы, снимаем видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ с участием разработчиков экзаменационных заданий. Надеемся, что они будут полезны и помогут будущим выпускникам лучше сориентироваться в том, что их ждет на экзаменах», - рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Новые видеоролики опубликованы на Youtube-канале Рособрнадзора [ https://www.youtube.com/user/RosObrNadzor ] , плакаты – на сайте ведомства в разделе «Информационные материалы» [ http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/infomaterial/ ] .

На 2 миллиарда рублей увеличится финансирование сферы образования в 2020 году
ОПУБЛИКОВАНО: 11.10.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

На 2 миллиарда рублей увеличится финансирование сферы образования в 2020 году

Об этом сегодня заявила начальник Департамента [ https://www.vologdazso.ru/upload/medialibrary/41a/41a8dcee6fb070731f22d50809b63f07.JPG ] образования Елена Рябова в ходе рассмотрения двух государственных программ в рамках нулевых чтений проекта областного бюджета на следующий год. Депутаты, представители Правительства и общественности обсудили вопросы развития образования и создания новых мест в учебных организациях. По словам Елены Рябовой, всего на развитие образования в Вологодской области в следующем году будет выделено 18,7 миллиарда рублей. В результате реализуемых мер средняя заработная плата педагогов школ, а также преподавателей и мастеров производственного обучения в учреждениях СПО вырастет до 37 тысяч рублей в месяц, педработников дошкольных учреждений – до 35,5 тысяч рублей, педагогов учреждений дополнительного образования – до 37,6 тысяч рублей. [ https://www.vologdazso.ru/upload/medialibrary/7d0/7d078ac58f24b767495e2ea86faddd07.JPG ] «Кроме того, на 20 миллионов рублей будет увеличено финансирование на оплату коммунальных услуг в учреждениях СПО, более 178 миллионов рублей планируется направить на увеличение стипендий с 436 до 1000 рублей. 190 миллионов рублей пойдут на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений», - рассказала Елена Рябова.[ https://www.vologdazso.ru/upload/medialibrary/2df/2dfa4ea9a9a0f5bb636615a2caf23ba4.JPG ] Также средства заложены на увеличение количества и размера ежемесячных стипендий Губернатора области. Кроме того, с 2020 года призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и педагоги их подготовившие будут получать выплаты по 50 тысяч рублей. На повышение стоимости льготного питания школьников до 50 рублей в день дополнительно запланировано 104,3 миллиона рублей. [ https://www.vologdazso.ru/upload/medialibrary/7d0/7d047efe0f5adfc8b285cced667109f2.JPG ] Что касается программы по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, то в 2020 году доля школьников, обучающихся в первую смену вырастет до 86,7%. В ходе обсуждения госпрограмм депутаты обратили внимание на необходимость решения вопросов по увеличению нормативов питания детей-сирот в образовательных организациях, ремонта учреждений, в том числе общежитий, закупке оборудования и учебников: в настоящее время новые наборы литературы приобретаются только для учеников, а преподаватели вынуждены на собственные средства покупать учебники, методички и рабочие тетради.[ https://www.vologdazso.ru/upload/medialibrary/74d/74d710a62198ed3576056b5bd29d48d3.JPG ] «Конечно, средств на развитие образования в Вологодской области стало выделяться намного больше, но и требования заметно возросли, поставленные задачи стали сложнее. Я очень надеюсь на то, что мы все вместе будем решать возникающие вопросы. Хочу пожелать всем успехов и поблагодарить за работу», - подвела итог председатель комитета ЗСО по образованию, культуре и здравоохранению Людмила Ячеистова.




НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Логотип

160012, г. Вологда, ул. Козленская, д. 114

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на depobr.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@cit.gov35.ru