Государственная итоговая аттестация x



ФИПИ начал публикацию методических рекомендаций для учителей на основе анализа результатов ЕГЭ-2019
ОПУБЛИКОВАНО: 23.08.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

ФИПИ начал публикацию методических рекомендаций для учителей на основе анализа результатов ЕГЭ-2019

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) начал публикацию методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года. Материалы доступны для ознакомления на сайте ФИПИ в разделе «ЕГЭ и ГВЭ-11/Аналитические и методические материалы» [ http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy ] . Работа по составлению методических рекомендаций проводится ежегодно после завершения основного периода ЕГЭ. Рекомендации публикуются, чтобы учителя смогли учесть их в своей работе в течение всего года и эффективнее помочь выпускникам подготовиться к ЕГЭ. Материалы подготовлены руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ и содержат характеристику и анализ экзаменационных работ, результатов участников ЕГЭ этого года, выявленных затруднений и типичных ошибок. Методические рекомендации охватывают все предметы, сдаваемые в форме ЕГЭ. В 2019 году впервые подготовлены и будут опубликованы рекомендации на основе анализа результатов ЕГЭ по китайскому языку. Публикация методических рекомендаций по всем предметам будет завершена в ближайшие дни.

Большинство российских школьников продемонстрировали хороший уровень физической подготовки и любовь к коллективным игровым видам спорта
ОПУБЛИКОВАНО: 22.08.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Большинство российских школьников продемонстрировали хороший уровень физической подготовки и любовь к коллективным игровым видам спорта

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) подвела итоги национального исследования качества образования (НИКО) по физкультуре, которое проводилось 8-12 апреля 2019 года среди обучающихся 6 и 10 классов из более чем 300 школ 31 региона России. В исследовании приняли участие почти 15 тысяч шестиклассников и более 8 тысяч десятиклассников, относящихся к основной медицинской группе для занятий физической культурой. В рамках исследования его участники выполняли четыре задания, демонстрирующих владение техническими действиями из базовых игровых видов спорта (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и другие), гимнастику с элементами акробатики, технику выполнения упражнений из комплекса ГТО и общую физическую подготовку. Также было проведено анкетирование участников исследования. По результатам исследования, около 18% шестиклассников и около 22% десятиклассников набрали максимальное количество баллов за выполнение практических заданий. 4,4 % обучающихся 6 классов и 2,7% обучающихся 10 классов показали неудовлетворительные результаты. Около половины участников в обеих возрастных группах выполнили задания на «четверку». Процент выполнивших задание «Техника выполнения упражнений из комплекса ГТО» на максимальный балл у обучающихся 6 классов составил 77%, а у обучающихся 10 классов – 84%. Это позволяет сделать вывод, что уровень умений для правильного выполнения этих нормативов является достаточным в обеих возрастных группах школьников. Исследование показало, что обучающиеся обеих возрастных групп отдают предпочтение коллективным игровым видам спорта, ставя на первое место игру баскетбол. Второе и третье места по популярности среди школьников заняли волейбол и футбол. Школьники, которым нравится играть в спортивные игры и которые занимаются спортом регулярно, показали более высокие результаты НИКО по физкультуре. Исследование продемонстрировало прямую зависимость спортивных результатов школьников от занятия в спортивных секциях и участия в олимпиадах по физкультуре. Результаты НИКО по физкультуре обучающихся у учителей с более высокой квалификационной категорией, а также учителей, имеющих спортивное звание или спортивный разряд, также в целом оказались выше.

ОПУБЛИКОВАНО: 21.08.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

ФИПИ опубликовал проекты контрольных измерительных материалов ОГЭ-2020, обновленных на основе ФГОС

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2020 году (ссылка). Российские школы с 2011 года постепенно переходят на работу по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования. В 2020 году сдавать ОГЭ предстоит выпускникам 9 классов, которые с 5 по 9 класс обучались на основе ФГОС, что обусловило внесение корректив в экзаменационные модели ОГЭ-2020. Все экзаменационные модели подготовлены на основе ФГОС основного общего образования, при этом обеспечена преемственность предметного содержания с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. В КИМ ОГЭ 2020 года сохранена часть заданий, хорошо знакомых школам и имеющихся в Открытом банке заданий ОГЭ. При этом введены новые задания, в которых акцент сделан на проверку достижения предусмотренных ФГОС результатов обучения. Усилен практический характер заданий, введены новые задания, проверяющие умения осуществлять информационный поиск, анализировать информацию, представленную в разных формах, применять знания для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач, способность обучающихся формулировать и аргументировать свое мнение, рассуждать на определенные темы. В обновленных КИМ ОГЭ реализованы некоторые принятые в международных сопоставительных исследованиях подходы к конструированию заданий по математике и предметам естественно-научного цикла. В экзаменационной работе по русскому языку в 2020 году количество заданий сократится с 15 до 9. Для написания изложения (задание 1) теперь могут быть предложены тексты различных жанров (в том числе путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник). Экзаменационная работа предполагает выполнение участником ОГЭ различных видов анализа языкового материала. Для этого в части 2 работы дано 7 заданий: задания 2–5 проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; задания 6–8 нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, понимание отношений синонимии и антонимии, опознавание изученных средств выразительности речи. В КИМ ОГЭ по математике включен новый блок практико-ориентированных заданий (задания 1-5). В ОГЭ по обществознанию изменена структура экзаменационной работы: снято разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Задания в работе теперь выстраиваются исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМ сокращено с 31 до 24. Усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать свое мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания. Для ОГЭ-2020 по истории предложена только одна модель КИМ, соответствующая линейной системе изучения истории на основе Историко-культурного стандарта и единого учебника. В КИМ введены новые задания на работу с исторической картой, увеличено число заданий на основе визуальных источников исторической информации, выделен блок заданий, проверяющих знание истории культуры, расширен спектр аналитических заданий. На ОГЭ по химии и физике обязательной частью экзамена будет проведение реального эксперимента. В ОГЭ по химии практическая часть включает в себя два задания: в задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства вещества, указанного в условии задания, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям. В 2020 году изменилась структура экзаменационной работы по физике: задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий уменьшено с 26 до 25. В ОГЭ по биологии количество заданий сокращено с 32 до 30, добавлены новые модели и линии заданий. Отдельные изменения внесены также в КИМ ОГЭ по другим предметам. Опубликованные документы являются основой для составления экзаменационных материалов. Ежегодно до начала учебного года они публикуются для экспертного обсуждения. С их помощью будущие участники ОГЭ и их учителя могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году. ФИПИ приглашает к общественно-профессиональному обсуждению проектов КИМ ОГЭ-2020. Все замечания и предложения принимаются на адрес электронной почты: fipi@fipi.ru [ mailto:fipi@fipi.ru ]  до 1 октября 2019 года. После общественно-профессионального обсуждения и утверждения документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ 2020 года, будет пополнен Открытый банк заданий ОГЭ и подготовлены рекомендации по переводу первичных баллов ОГЭ в отметки по пятибалльной шкале.
ФИПИ опубликовал проекты контрольных измерительных материалов ОГЭ-2020, обновленных на основе ФГОС

ОПУБЛИКОВАНО: 20.08.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Рособрнадзор проанализировал поступившие предложения по совершенствованию ЕГЭ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки завершила сбор и анализ предложений по совершенствованию ЕГЭ, которые поступили от участников экзаменов, их родителей и педагогов по итогам экзаменационной кампании 2019 года. Свои предложения о том, что необходимо усовершенствовать в ЕГЭ, все желающие могли направить на специальный адрес электронной почты до 1 августа. Подобные опросы проводятся Рособрнадзором ежегодно в ходе и после завершения основного периода ЕГЭ. «Мы каждый год анализируем результаты и собираем предложения по совершенствованию ЕГЭ. Когда мы провели такой опрос впервые, счет поступивших предложений шел на тысячи. В 2014-2015 годах в процедуру и содержание итоговой аттестации были внесены изменения, обеспечившие прозрачность ЕГЭ и сделавшие экзамены более творческими. Эти изменения в значительной мере сняли остроту проблемы ЕГЭ. Экзамен продолжает планомерно совершенствоваться, но по числу поступающих сейчас предложений мы видим отсутствие запроса в обществе на радикальные изменения», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. В этом году в Рособрнадзор поступило около 40 предложений. Большинство из них носит технический характер  и касается совершенствования процедуры и содержания инструктажа для участников ЕГЭ, порядка работы организаторов и технических специалистов, ознакомления участников ЕГЭ с их результатами, изменений в расписании экзаменов. Эти предложения были проанализированы и, по возможности, будут учтены при проведении ЕГЭ в следующем году. Также в Рособрнадзор поступили предложения по расширению и сокращению перечня обязательных для выпускников предметов ЕГЭ, увеличению продолжительности экзаменов по отдельным предметам. Несколько предложений касаются внедрения компьютерного формата экзаменов и перехода на использование электронных форм контрольных измерительных материалов (КИМ). Работа в этом направлении ведется Рособрнадзором в течение последних лет. Планируется, что в 2021 году ЕГЭ по информатике и ИКТ участники смогут сдавать в компьютерной форме. Также прорабатываются возможные модели, чтобы в дальнейшем предоставить данную возможность и по другим учебным предметам. Поступили также просьбы обновить Открытый банк заданий ЕГЭ, провести онлайн-консультации разработчиков КИМ ЕГЭ, публиковать на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) материалы для подготовки к экзаменам и критерии оценивания заданий. Актуальные демоверсии КИМ ЕГЭ по всем предметам вместе с критериями оценивания публикуются на сайте ФИПИ ежегодно. В этом году они также будут опубликованы в открытом доступе до начала учебного года. Открытый банк заданий ЕГЭ ежегодно пополняется заданиями по всем предметам из числа использовавшихся во время последних экзаменов. Также в этом году будет продолжена традиция публикации видеоконсультаций для участников ЕГЭ от разработчиков экзаменационных материалов.  
Рособрнадзор проанализировал поступившие предложения по совершенствованию ЕГЭ

ФИПИ опубликовал проекты контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2020, существенных изменений нет
ОПУБЛИКОВАНО: 20.08.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

ФИПИ опубликовал проекты контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2020, существенных изменений нет

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал [ http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory ] на своем сайте проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2020 году. Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов и ежегодно публикуются для экспертного обсуждения до начала учебного года. С их помощью будущие участники ЕГЭ-2020 и их преподаватели могут также составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году. Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов по предметам этого года. Они помогут составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме и уровне сложности. Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. С ними важно ознакомиться, чтобы понимать требования к полноте и правильности записи ответа. Задания, включенные в демоверсии, не будут использоваться при проведении экзаменов, но они аналогичны реальным. Полный перечень вопросов и тем, которые могут встретиться на экзамене, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Его можно использовать при составлении плана повторения материала перед экзаменом. Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 года незначительны: проведено ежегодное совершенствование формулировок некоторых заданий и критериев оценивания развернутых ответов на основе анализа результатов ЕГЭ-2019, обращений в Рособрнадзор и ФИПИ в период проведения основного периода экзаменов в текущем году. В 2020 году не планируется изменений структуры и содержания КИМ ЕГЭ по всем предметам, кроме физики и китайского языка. Задача 25 в КИМ ЕГЭ по физике, которая ранее была представлена в части 2 в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развернутого решения и может быть оценена максимально в 2 балла. Таким образом, число заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по физике увеличилось с пяти до шести. Для задания 24, проверяющего освоение элементов астрофизики, вместо выбора двух обязательных верных ответов предлагается выбор всех верных ответов, число которых может составлять либо два, либо три. Больше всего изменений произошло в КИМ ЕГЭ по китайскому языку, экзамен по которому был проведен в 2019 году впервые. В письменной части работы в разделе <Аудирование> уменьшено до девяти количество заданий раздела, изменены форматы некоторых заданий, введены два диалогических текста. В разделе <Чтение> уменьшено до пяти количество заданий, введены задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. В разделе <Письмо> добавлено задание 28 на написание личного письма в ответ на письмо-стимул, выполнение которого может быть максимально оценено в 8 баллов. Также уточнены критерии оценивания некоторых заданий в КИМ ЕГЭ по русскому языку, географии, истории и обществознанию. ФИПИ приглашает экспертное и профессиональное сообщества принять участие в обсуждении проектов экзаменационных материалов 2020 года. Все замечания и предложения принимаются на электронный адрес: fipi@fipi.ru [ mailto:fipi@fipi.ru ]  до 1 октября 2019 года.

Число школ с необъективными результатами ВПР в 2019 году незначительно сократилось по сравнению с прошлым годом
ОПУБЛИКОВАНО: 16.08.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Число школ с необъективными результатами ВПР в 2019 году незначительно сократилось по сравнению с прошлым годом

Около 2,5 тысяч школ вошли в перечень образовательных организаций, в которых по результатам статистического анализа выполнения всероссийских проверочных работ (ВПР) 2019 года были выявлены признаки необъективности полученных результатов. В список в этом году включено на 200 образовательных организаций меньше, чем годом ранее. Комплексный анализ собранных данных ВПР проводится Рособрнадзором третий год подряд. По результатам этого анализа 212 школ показывают необъективный результат все три года. Перечень образовательных организаций с необъективными результатами ВПР-2019 опубликован на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) [ https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/ ] . Также информация о таких школах с указанием предметов и классов, по которым выявлены признаки необъективности результатов, направлена в региональные министерства образования. "К школам с необъективными результатами ВПР мы проявляем самое пристальное внимание. Третий год подряд Рособрнадзор обращает внимание регионального руководства на необходимость работы с такими школами, и эта работа постепенно дает результат", - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. При анализе результатов учитывались такие признаки необъективности как завышенные значения среднего балла ВПР, несоответствие результатов ВПР и школьных отметок, резкое возрастание или резкое падение результатов одной параллели от одного класса к следующему. При этом в перечень школ с признаками необъективных результатов не были включены школы, отмеченные региональными координаторами как образовательные организации со стабильно высокими результатами. ВПР представляют собой контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Это итоговые контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания. В апреле-мае 2019 года ВПР проводились для учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 11-х классов. Участие в ВПР приняли около 40 тысяч школ из всех регионов России и свыше 6 миллионов школьников.

ОПУБЛИКОВАНО: 01.08.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Глава международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA о российской системе образования

После последней оценки PISA (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, проходящий раз в три года) в 2018 году министр просвещения РФ Ольга Васильева констатировала, что российские школьники показали низкий уровень решения нестандартных задач в условиях, близких к реальным, а также низкий уровень умения работать в команде. Министр подчеркивала, что причина связана с ориентацией российского образования на решение стандартных задач, в том числе заданий единого госэкзамена (ЕГЭ). Глава PISA Андреас Шляйхер рассказал в интервью корреспонденту “Ъ” Ксении Мироновой, почему учиться в ближайшие годы станет сложнее и почему на самом деле ЕГЭ положительно повлиял на российскую систему образования. — Какие тенденции, на ваш взгляд, преобладают сейчас в глобальном образовании? — С одной стороны, даты, обособленные факты, которые легко учить, так же как и односложные тестирования, исчезают из нашей жизни. Очевидно, компьютеры стали запоминать лучше людей, все больше задач по выполнению рутинных процессов берут на себя искусственный интеллект и роботы. Итак, одной большой глобальной тенденцией является то, что обучение «простым» вещам теряет актуальность. Важнее становится способность людей мыслить творчески, критически, хорошее воображение. Социально-эмоциональные навыки становятся все более важными: смелость, сочувствие, лидерство. Кроме того, есть другие тенденции, которые сложно назвать глобальными, потому что они меняются в зависимости от страны. Но мы можем видеть, например, что усиливается тенденция к большей индивидуализации, персонализации обучения. И это влияет на подход к преподаванию и проработке образовательных программ. И еще один аспект, который я хотел бы подчеркнуть, это необходимость учиться на протяжении всей жизни. Раньше мы могли переходить от школьного к вузовскому образованию, а после использовать свои навыки на протяжении всей оставшейся жизни. Сегодня изменения в технологической и социальной сферах происходят так быстро, что мы должны продолжать учиться на протяжении всей жизни. Раньше люди учились выполнять работу, а теперь обучение стало работой. — Что вы думаете об этой первой тенденции, не ведет ли она к упрощению, если мы прямо говорим обучающемуся, что он может ничего не запоминать — все сделает компьютер? — Я не думаю, что это ведет к упрощению — на самом деле учиться стало сложнее. Вам недостаточно вспомнить некоторые формулы и уравнения, чтобы разбираться в математике, нужно научиться мыслить как математик, а это намного сложнее. Вы должны научиться думать как ученый, а не просто помнить отдельные факты — сегодня нужно уметь разрабатывать эксперименты, чтобы отличать научно необъяснимые вопросы от тех, которые не являются таковыми. В некотором смысле нам нужно учиться большему количеству вещей, но обучение должно быть больше сосредоточено на понимании общей концепции, на умении рассуждать. На пороге каких перемен стоит высшее образование [ https://www.kommersant.ru/doc/3961911?from=doc_vrez ] Так что на самом деле сегодня труднее не только учиться, но и преподавать. Необходимо понимать архитектуру дисциплины, взаимосвязи внутри нее и между ней и другими сферами жизни и науки. Потому что если вы не можете думать как ученый, Google бесполезен для вас. Если вы не можете думать как философ или не можете думать как историк, вы станете жертвой фейковых новостей, вы не сможете узнать правду в системе. Это не ведет к упрощению — напротив, помогает развить более глубокое понимание дисциплин и меньше внимания уделять поверхностным вещам. — А какие компетенции сейчас наиболее востребованы? — Способность мыслить творчески, то, в чем компьютеры нам проигрывают. Я также считаю, что мы должны уделять больше внимания социальным навыкам и эмоциональной сфере. Политическая и социальная обстановка во многих странах такова, что нам приходится рисковать, приходится справляться с неопределенностью. Мир больше не черно-белый, этика становится все более важной. В прошлом вы всегда могли доверять своим родителям или своему учителю, сегодня вы никогда не знаете, является ли то, что они вам говорят, «вечной мудростью» или есть более глубокие пути. Вы должны больше полагаться на себя и свое собственное суждение. И поэтому я думаю, что мы должны научить студентов самим выработать здравый смысл, а не полагаться только на мнение других. — В одном из своих интервью вы сказали, что не так важно, сколько часов ребенок тратит на изучение дисциплины, потому что кто-то может выучить все за десять часов, а кто-то — за 110. Следует ли менять систему образования, чтобы сделать ее более гибкой не только с точки зрения контента, но и с точки зрения организации времени? — Это очень важный момент: объем обучения — плохой измеритель качества обучения. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах студенты учатся почти 60 часов в неделю, но в итоге это обучение малоэффективно. В Финляндии студенты учатся 37 часов в неделю и имеют более высокие результаты. Поэтому я думаю, что это больше касается качества учебного процесса. Если вы активный ученик, а во время образовательного процесса вам предлагают много практики, то вы учитесь быстро и очень увлечены своим обучением. Если вы просто пассивный получатель, это не так продуктивно. Образовательная система должна быть гибкой и учитывать потребности людей. — Вы следите за новостями образования в разных странах. Как вы думаете, какие страны добились наибольшего прогресса за последние два-три года? — Если смотреть масштабно, самый быстрый прогресс наблюдается в Азии — наибольшие изменения, очевидно, происходят в странах Восточной Азии. Китай и Вьетнам добились заметного прогресса за очень короткое время. На самом деле, я думаю, что и в Российской Федерации был хороший прогресс, по крайней мере в последние годы. — А что вы думаете о российской системе образования и контроля, в том числе о ЕГЭ? — Я считаю, что ЕГЭ — хороший мониторинг. И есть реальный прогресс, выпускники стали значительно лучше решать сложные задачи, которые им предлагаются после тестовой части экзамена. Несмотря на критику, я думаю, что на самом деле ЕГЭ спровоцировал позитивную динамику во всех основных предметных областях. Иногда вы не замечаете эту динамику, когда находитесь в стране, вы можете принять это как должное, но при сравнении с другими странами, это невозможно не заметить. — Вы знаете о дискуссии вокруг тестовой части ЕГЭ? Идея ее использования не кажется вам устаревшей? — Я действительно не думаю, что тесты с множественным выбором уместны в современной системе. Тесты, в которых студенты должны давать более сложные ответы и полные ответы, я считаю, являются оптимальным вариантом. Но если говорить о России, на самом деле ЕГЭ даже слишком усиленно требует, чтобы студенты писали полные ответы, и это положительная тенденция. — Даже для проведения ЕГЭ сейчас задействуют компьютеры — что важнее для образования, использовать технологии и онлайн-возможности или готовить кадры для взаимодействия с обучающимися? — Наши (PISA.— “Ъ”) исследования показывают, что у технологий есть большие перспективы, однако опросы обучающихся показывают, что важнее качество преподавания и учителей. Технология может усилить качество обучения, но технология никогда не заменит плохое преподавание. — Один из крупнейших национальных университетов России, Высшая школа экономики (ВШЭ), будет в ближайшие несколько лет отказываться от аудиторных лекций в пользу видеоконтента. С одной стороны, это экономия времени профессоров и возможности для дистанционного обучения, с другой — многие студенты говорят, что им важно видеть своих преподавателей даже на массовых лекциях. — Знаете, обучение — это всегда социальный процесс. При этом я согласен, что многие виды лекций уже неэффективны. Я думаю, что объединение индивидуального обучения и преподавания в небольших группах, вместе с онлайн-курсами,— лучшая из комбинаций. И я не считаю, что технология, в том числе видеоконтент, упростит все обучение. На самом деле технология сделает обучение более сложным и не менее требовательным. — Как вы относитесь к международным рейтингам университетов или школ как способу оценки образования? — На самом деле я не считаю международные рейтинги хорошим показателем. Международные рейтинги на самом деле не смотрят на качество обучения, на результаты обучения, они завязаны на институциональных характеристиках, на формальностях, размерах учебных помещений и т. д. Я бы не стал обращать слишком много внимания на эти оценки, думаю, я бы советовал обращать внимание на качество образовательной среды. — Вы говорите о пользе технологий, хотя в одном из своих интервью отмечали, что социальные сети и интернет иногда создают проблемы для подростков с социализацией. Нужно ли менять образовательную среду, не запрещая при этом повально интернет и социальные сети? — Во многом социальные сети заставляют вас общаться с людьми, которые думают так же, как вы, они заставляют вас общаться с людьми, которые похожи на вас, они в основном создают очень однородные группы взглядов и изолируют нас от всех других идей и другого опыта. И я думаю, что это не очень полезно в мире, где люди по-разному думают, по-разному работают. Почему не стоит полагаться на рейтинги школ [ https://www.kommersant.ru/doc/4003881?from=doc_vrez ] Сейчас в интернете и соцсетях очень сложно найти правду. В прошлом, чтобы найти ответ на вопрос, вы обращались к энциклопедии, и вы верили, что ответ верен. Сегодня вы смотрите в Google, и вы получаете 500 тыс. ответов, вы никогда не знаете, что правильно, а что нет. Это очень важная функция обучения сегодня — подготовить молодых людей к миру Google. При этом сама школа — тоже в какой-то степени социальная сеть, но она занимает очень важное место в культуре разнообразия общества. Школа — это первое место, где вы встречаете людей, которые думают не так, как вы, и которые отличаются от вас, поэтому я считаю, что это очень важная функция обучения, и, возможно, школы в ближайшее время начнут использовать это более осознанно. Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4046467 [ https://www.kommersant.ru/doc/4046467 ]
Глава международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA о российской системе образования

Глава международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA о российской системе образования. После последней оценки PISA (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, проходящий раз в три года) в 2018 году министр просвещения РФ Ольга Васильева констатировала, что российские школьники показали низкий уровень решения нестандартных задач в условиях, близких к реальным, а также низкий уровень умения работать в команде. Министр подчеркивала, что причина связана с ориентацией российского образования на решение стандартных задач, в том числе заданий единого госэкзамена (ЕГЭ). Глава PISA Андреас Шляйхер рассказал в интервью корреспонденту “Ъ” Ксении Мироновой, почему учиться в ближайшие годы станет сложнее и почему на самом деле ЕГЭ положительно повлиял на российскую систему образования. — Какие тенденции, на ваш взгляд, преобладают сейчас в глобальном образовании? — С одной стороны, даты, обособленные факты, которые легко учить, так же как и односложные тестирования, исчезают из нашей жизни. Очевидно, компьютеры стали запоминать лучше людей, все больше задач по выполнению рутинных процессов берут на себя искусственный интеллект и роботы. Итак, одной большой глобальной тенденцией является то, что обучение «простым» вещам теряет актуальность. Важнее становится способность людей мыслить творчески, критически, хорошее воображение. Социально-эмоциональные навыки становятся все более важными: смелость, сочувствие, лидерство. Кроме того, есть другие тенденции, которые сложно назвать глобальными, потому что они меняются в зависимости от страны. Но мы можем видеть, например, что усиливается тенденция к большей индивидуализации, персонализации обучения. И это влияет на подход к преподаванию и проработке образовательных программ. И еще один аспект, который я хотел бы подчеркнуть, это необходимость учиться на протяжении всей жизни. Раньше мы могли переходить от школьного к вузовскому образованию, а после использовать свои навыки на протяжении всей оставшейся жизни. Сегодня изменения в технологической и социальной сферах происходят так быстро, что мы должны продолжать учиться на протяжении всей жизни. Раньше люди учились выполнять работу, а теперь обучение стало работой. — Что вы думаете об этой первой тенденции, не ведет ли она к упрощению, если мы прямо говорим обучающемуся, что он может ничего не запоминать — все сделает компьютер? — Я не думаю, что это ведет к упрощению — на самом деле учиться стало сложнее. Вам недостаточно вспомнить некоторые формулы и уравнения, чтобы разбираться в математике, нужно научиться мыслить как математик, а это намного сложнее. Вы должны научиться думать как ученый, а не просто помнить отдельные факты — сегодня нужно уметь разрабатывать эксперименты, чтобы отличать научно необъяснимые вопросы от тех, которые не являются таковыми. В некотором смысле нам нужно учиться большему количеству вещей, но обучение должно быть больше сосредоточено на понимании общей концепции, на умении рассуждать. На пороге каких перемен стоит высшее образование [ https://www.kommersant.ru/doc/3961911?from=doc_vrez ] Так что на самом деле сегодня труднее не только учиться, но и преподавать. Необходимо понимать архитектуру дисциплины, взаимосвязи внутри нее и между ней и другими сферами жизни и науки. Потому что если вы не можете думать как ученый, Google бесполезен для вас. Если вы не можете думать как философ или не можете думать как историк, вы станете жертвой фейковых новостей, вы не сможете узнать правду в системе. Это не ведет к упрощению — напротив, помогает развить более глубокое понимание дисциплин и меньше внимания уделять поверхностным вещам. — А какие компетенции сейчас наиболее востребованы? — Способность мыслить творчески, то, в чем компьютеры нам проигрывают. Я также считаю, что мы должны уделять больше внимания социальным навыкам и эмоциональной сфере. Политическая и социальная обстановка во многих странах такова, что нам приходится рисковать, приходится справляться с неопределенностью. Мир больше не черно-белый, этика становится все более важной. В прошлом вы всегда могли доверять своим родителям или своему учителю, сегодня вы никогда не знаете, является ли то, что они вам говорят, «вечной мудростью» или есть более глубокие пути. Вы должны больше полагаться на себя и свое собственное суждение. И поэтому я думаю, что мы должны научить студентов самим выработать здравый смысл, а не полагаться только на мнение других. — В одном из своих интервью вы сказали, что не так важно, сколько часов ребенок тратит на изучение дисциплины, потому что кто-то может выучить все за десять часов, а кто-то — за 110. Следует ли менять систему образования, чтобы сделать ее более гибкой не только с точки зрения контента, но и с точки зрения организации времени? — Это очень важный момент: объем обучения — плохой измеритель качества обучения. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах студенты учатся почти 60 часов в неделю, но в итоге это обучение малоэффективно. В Финляндии студенты учатся 37 часов в неделю и имеют более высокие результаты. Поэтому я думаю, что это больше касается качества учебного процесса. Если вы активный ученик, а во время образовательного процесса вам предлагают много практики, то вы учитесь быстро и очень увлечены своим обучением. Если вы просто пассивный получатель, это не так продуктивно. Образовательная система должна быть гибкой и учитывать потребности людей. — Вы следите за новостями образования в разных странах. Как вы думаете, какие страны добились наибольшего прогресса за последние два-три года? — Если смотреть масштабно, самый быстрый прогресс наблюдается в Азии — наибольшие изменения, очевидно, происходят в странах Восточной Азии. Китай и Вьетнам добились заметного прогресса за очень короткое время. На самом деле, я думаю, что и в Российской Федерации был хороший прогресс, по крайней мере в последние годы. — А что вы думаете о российской системе образования и контроля, в том числе о ЕГЭ? — Я считаю, что ЕГЭ — хороший мониторинг. И есть реальный прогресс, выпускники стали значительно лучше решать сложные задачи, которые им предлагаются после тестовой части экзамена. Несмотря на критику, я думаю, что на самом деле ЕГЭ спровоцировал позитивную динамику во всех основных предметных областях. Иногда вы не замечаете эту динамику, когда находитесь в стране, вы можете принять это как должное, но при сравнении с другими странами, это невозможно не заметить. — Вы знаете о дискуссии вокруг тестовой части ЕГЭ? Идея ее использования не кажется вам устаревшей? — Я действительно не думаю, что тесты с множественным выбором уместны в современной системе. Тесты, в которых студенты должны давать более сложные ответы и полные ответы, я считаю, являются оптимальным вариантом. Но если говорить о России, на самом деле ЕГЭ даже слишком усиленно требует, чтобы студенты писали полные ответы, и это положительная тенденция. — Даже для проведения ЕГЭ сейчас задействуют компьютеры — что важнее для образования, использовать технологии и онлайн-возможности или готовить кадры для взаимодействия с обучающимися? — Наши (PISA.— “Ъ”) исследования показывают, что у технологий есть большие перспективы, однако опросы обучающихся показывают, что важнее качество преподавания и учителей. Технология может усилить качество обучения, но технология никогда не заменит плохое преподавание. — Один из крупнейших национальных университетов России, Высшая школа экономики (ВШЭ), будет в ближайшие несколько лет отказываться от аудиторных лекций в пользу видеоконтента. С одной стороны, это экономия времени профессоров и возможности для дистанционного обучения, с другой — многие студенты говорят, что им важно видеть своих преподавателей даже на массовых лекциях. — Знаете, обучение — это всегда социальный процесс. При этом я согласен, что многие виды лекций уже неэффективны. Я думаю, что объединение индивидуального обучения и преподавания в небольших группах, вместе с онлайн-курсами,— лучшая из комбинаций. И я не считаю, что технология, в том числе видеоконтент, упростит все обучение. На самом деле технология сделает обучение более сложным и не менее требовательным. — Как вы относитесь к международным рейтингам университетов или школ как способу оценки образования? — На самом деле я не считаю международные рейтинги хорошим показателем. Международные рейтинги на самом деле не смотрят на качество обучения, на результаты обучения, они завязаны на институциональных характеристиках, на формальностях, размерах учебных помещений и т. д. Я бы не стал обращать слишком много внимания на эти оценки, думаю, я бы советовал обращать внимание на качество образовательной среды. — Вы говорите о пользе технологий, хотя в одном из своих интервью отмечали, что социальные сети и интернет иногда создают проблемы для подростков с социализацией. Нужно ли менять образовательную среду, не запрещая при этом повально интернет и социальные сети? — Во многом социальные сети заставляют вас общаться с людьми, которые думают так же, как вы, они заставляют вас общаться с людьми, которые похожи на вас, они в основном создают очень однородные группы взглядов и изолируют нас от всех других идей и другого опыта. И я думаю, что это не очень полезно в мире, где люди по-разному думают, по-разному работают. Почему не стоит полагаться на рейтинги школ [ https://www.kommersant.ru/doc/4003881?from=doc_vrez ] Сейчас в интернете и соцсетях очень сложно найти правду. В прошлом, чтобы найти ответ на вопрос, вы обращались к энциклопедии, и вы верили, что ответ верен. Сегодня вы смотрите в Google, и вы получаете 500 тыс. ответов, вы никогда не знаете, что правильно, а что нет. Это очень важная функция обучения сегодня — подготовить молодых людей к миру Google. При этом сама школа — тоже в какой-то степени социальная сеть, но она занимает очень важное место в культуре разнообразия общества. Школа — это первое место, где вы встречаете людей, которые думают не так, как вы, и которые отличаются от вас, поэтому я считаю, что это очень важная функция обучения, и, возможно, школы в ближайшее время начнут использовать это более осознанно.
ОПУБЛИКОВАНО: 01.08.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ


«Раньше люди учились выполнять работу, а теперь обучение стало работой»

Вологжанам предлагают выбрать название нового Центра для одаренных детей
ОПУБЛИКОВАНО: 23.07.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Вологжанам предлагают выбрать название нового Центра для одаренных детей

Осенью этого года в Вологде распахнет свои двери областной Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Название для нового образовательного учреждения выберут сами вологжане. Голосование, запущенное сегодня на официальной странице Вологодской области в социальной сети «ВКонтакте», завершится 1 сентября и предлагает на выбор 10 вариантов ответа. Вологодский Центр для одаренных детей создается по модели федерального образовательного центра «Сириус» и предполагает проведение тематических смен по направлениям «Наука», «Культура» и «Спорт».  Основной площадкой для размещения учреждения стало здание бывшего кулинарного техникума площадью почти 5000 квадратных метров, расположенного на улице Горького, 101. Финансирование ведется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». На эти цели Вологодская область получила субсидию размером 207 млн. рублей. Вкупе с региональным софинансированием и внебюджетными источниками общий объем инвестиций превышает 261 млн. За счет этих средств на объекте завершается капитальный ремонт, после чего будет монтироваться новое оборудование. Совсем скоро старые аудитории уступят место современным коворкингам, лекториям, зонам проектной деятельности, кабинетам робототехники, компьютерным классам и лабораториям, шахматной гостиной и художественной мастерской. Часть лабораторий и аудиторий разместятся также на базе «Вологодского многопрофильного лицея», который станет оператором Центра, а жить одаренные дети будут в современном кампусе, подготовленном в «Вологодском институте развития образования». Ежегодно в рамках профильных смен продолжительностью от 14 до 21 дня обучение будут проходить до 900 ребят. Кроме того, в течение всего учебного года будут вестись программы по очной и дистанционной подготовке школьников к предметным олимпиадам российского и международного уровня. Отбор на каждую смену будет индивидуальным, а обучение и проживание для ребят бесплатным. Педагогический состав уже сформирован и прошел необходимую профессиональную подготовку. В качестве лекторов будут также приглашаться преподаватели ведущих вологодских и столичных вузов, эксперты по различным отраслям. При этом обучение продолжится даже после завершения смены: все участники будут подключены к дистанционным платформам, на которых будут получать задания и консультации тьюторов. Работы на всех трех площадках идут в соответствии с графиком и должны быть завершены к 20 августа. Далее начнется поставка и монтаж оборудования, благоустройство прилегающей территории. Единственный вопрос, который пока остается нерешенным, касается названия будущего Центра. Педагоги совместно с наставниками предложили 9 возможных вариантов, каждый из которых так или иначе связано с наукой: «Сигма», «Атлека», «Импульс», «Звездный», «Взлет», «Олимп», «Гравитация», «Амплитуда» и «Ультра». Помимо указанных вариантов у пользователей также есть возможность предложить свое название. Окончательное решение за вологжанами. С сегодняшнего дня на официальной странице Вологодской области в социальной сети «ВКонтакте» [ https://vk.com/vologda ]  будет запущено открытое голосование, итоги которого будут подведены в День знаний 1 сентября.

Участники ПМЭФ-2019 рассказали о своем отношении к ЕГЭ
ОПУБЛИКОВАНО: 07.06.2019
РУБРИКА: Обзор СМИ

Участники ПМЭФ-2019 рассказали о своем отношении к ЕГЭ

В четверг 6 июня в Санкт-Петербурге начал работу Петербургский международный экономический форум. По традиции на мероприятие съехались представители деловых кругов страны, чиновники, представители СМИ. Мы выяснили, как они относятся к Единому Государственному Экзамену, результаты которого сейчас больше всего волнуют выпускников и их родителей. Александр  Жуков, Константин Эрнст, Олег Тиньков, Вагит Алекперов, Наталья Тимакова и другие значимые персоны поделились своим мнением по поводу ЕГЭ.




НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Логотип

160012, г. Вологда, ул. Козленская, д. 114

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на depobr.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@gov35.ru