Государственная итоговая аттестация x

Обзор СМИ






08.11.2019
Рособрнадзор полностью отказался от «тестовой» части, заданий с выбором одного ответа в экзаменационных материалах по русскому языку и другим предметам. «Сегодня в системе государственных экзаменов по всем учебным предметам востребованы умения рассуждать, осмысленно формулировать свою точку зрения, аргументированно ее доказывать, используя нормы русского литературного языка», - рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе II съезда Общества русской словесности. По его словам, серьезное внимание уделяется Рособрнадзором построению системы объективных процедур оценки качества подготовки обучающихся по русскому языку и литературе, выстраиванию механизмов работы с полученными результатами в регионах. Теперь с 4 по 7 классы проводятся, в качестве ежегодного мониторинга, всероссийские проверочные работы по русскому языку, в 9 классе – государственная итоговая аттестация по русскому языку и литературе, в 11 классе – итоговое сочинение и ЕГЭ по русскому языку и литературе. В 2018 году в 6 и 8 классах проводилось национальное исследование качества образования по литературе, исследование качества подготовки по русскому языку первокурсников организаций среднего профессионального образования. Ведомство разработало и внедрило как допуск к государственной итоговой аттестации итоговое собеседование для девятиклассников. После нескольких масштабных апробаций весной 2019 года более полутора миллионов девятиклассников прошли итоговое собеседование по русскому языку в штатном режиме. В собеседовании используются приемы чтения и пересказа фрагмента текста, построения ребятами своих собственных высказываний на основе личных впечатлений, жизненного опыта, а также диалога с собеседником. В 2019 году получили «зачет» 97% участников собеседования. Однако более 30% девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли последовательно построить свое 2-3-минутное высказывание по выбранной теме, более 60% участников собеседования допустили орфоэпические и речевые ошибки. «Эти результаты станут объектом детального анализа и адресной работы институтов повышения квалификации учителей, а также важным акцентом для работы педагогических коллективов каждой школы страны», – заявил Сергей Кравцов.

08.11.2019
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в рамках съезда учителей русского языка и литературы провела секцию «Направления совершенствования инструментария для оценочных процедур по русскому языку и литературе», в ходе которой руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и специалисты ведомства рассказали о результатах и перспективах развития государственной итоговой аттестации (ГИА) и всероссийских проверочных работ (ВПР) и ответили на вопросы учителей. «Для нас разработка диагностических материалов для русского языка и литературы является ключевой. Мы исключили тестовую часть из ЕГЭ, и сегодня экзамен проверяет не только знание грамматики, но и как выпускник умеет излагать свои мысли. Мы проверяем навыки устной речи в собеседовании по русскому языку», - отметил Сергей Кравцов. Руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку Ирина Цыбулько рассказала, что результаты ЕГЭ по русскому языку стабильны и достаточно высоки, доля высокобалльников в 2019 году превысила 23%. В 2020 году все основные характеристики экзаменационной работы сохранены, также как и основные характеристики итогового собеседования по русскому языку, которое проводится в 9 классе. Руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по литературе Сергей Зинин рассказал о перспективных изменениях КИМ ЕГЭ по этому предмету. По его словам, из КИМ могут быть постепенно исключены все задания с кратким ответом, что сделает экзамен более творческим. Он также поделился результатами анализа итоговых сочинений выпускников 2019 года. По словам Сергея Зинина, одной из основных проблем остается недостаточная широта читательского кругозора одиннадцатиклассников и однообразие в выборе литературного материала для сочинений: только 25% участников сочинений обращаются к произведениям, не входящим в школьную программу по литературе, произведения современных отечественных писателей упоминаются в сочинениях крайне редко. Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко и разработчик ВПР по русскому языку Людмила Комиссарова рассказали о работе с результатами ВПР. Важно, чтобы эти результаты использовались для своевременной диагностики проблем в подготовке обучающихся, а принятие по итогам ВПР управленческих решений, направленных против учителя или ученика недопустимо. Сергей Станченко также отметил, что к проверке ВПР методический коллектив школы должен подходить командно. Он рассказал, что в расписании ВПР 2020 года школам будет предложен временной интервал, в пределах которого они сами смогут выбрать удобную дату для проведения той или иной проверочной работы. Участники съезда задали свои вопросы о содержании КИМ ЕГЭ и ОГЭ, перспективах перевода ЕГЭ в компьютерную форму и возможности отказа от открытых направлений тем итогового сочинения. Детальное обсуждение вызвал вопрос совершенствования ВПР: участники дискуссии высказали свои предложения по изменению содержания заданий ВПР, критериев оценивания, а также увеличению времени на написание проверочных работ. «Мы очень заинтересованы в обратной связи. С сегодняшней встречи мы начнем широкое обсуждение всех вопросов совершенствования ВПР», - подвел итоги дискуссии Сергей Кравцов. Он предложил создать на сайте ФИОКО специальный раздел, куда учителя смогут направлять свои предложения по улучшению ВПР по всем предметам.

29.10.2019
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 30 октября проведет тренировочный экзамен по информатике и ИКТ в компьютерной форме. Участие в нем примут почти 19 тысяч обучающихся из 84 регионов, для апробации будет задействовано 1 865 пунктов проведения экзамена.

«Работа по переводу ЕГЭ по информатике в компьютерный формат велась Рособрнадзором в течение нескольких лет. Планируется, что с 2021 года новая модель экзамена будет введена в штатный режим. На данном этапе нам важно понять, все ли пункты проведения экзаменов готовы к нововведению в плане материально-технического оснащения», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Тренировочный экзамен проводится по новой технологии, при которой отображение контрольных измерительных материалов (КИМ), ввод и сохранение ответов участников обеспечивается при помощи компьютера. При этом участник может использовать среды разработки и офисное программное обеспечение, которые он изучал. При проведении экзамена каждый участник обеспечивается отдельным компьютером.

КИМ по информатике и ИКТ разработаны таким образом, что ответы участников не требуют экспертной проверки, все работы проверяются и оцениваются в автоматизированном режиме.

28.10.2019
Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ результатов ЕГЭ и публикует методические рекомендации для учителей. Краткие обзоры этих рекомендаций помогут будущим выпускникам и их учителям сориентироваться в том, какие задания вызвали сложности у участников ЕГЭ-2019, какие ошибки оказались наиболее распространенными и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену. Первый обзор посвящен предмету, который в 2019 году участники ЕГЭ сдавали впервые – китайскому языку. Анализ результатов ЕГЭ по китайскому языку 2019 года подтверждает общие тенденции результатов по другим иностранным языкам: задания по аудированию и чтению участники ЕГЭ выполнили лучше, чем задания разделов «Грамматика, лексика, иероглифика», «Письмо» и «Говорение». При выполнении заданий раздела «Аудирование» наибольшее количество ошибок было сделано в заданиях формата «верно – неверно – в тексте не сказано»: участникам ЕГЭ не всегда удавалось выявить различия между «неверно» и «в тексте не сказано». Выполняя задания раздела «Чтение», при общих хороших результатах выпускники допускали ошибки, связанные с тем, что они основывали ответ не на информации из прочитанного текста, а на своих представлениях. В процессе подготовки к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» следует обращать внимание на оттенки смыслов, стараться более точно понять, какая именно информация запрашивается в задании и как найти ее в тексте, а также тренироваться, работая с разными по жанру текстами. Результаты выполнения заданий раздела «Грамматика, лексика и иероглифика» несколько хуже. У участников ЕГЭ были проблемы со знанием порядка слов в китайском предложении, тонов китайского языка, использования предлогов, наречий, дополнительных элементов результата, направления. Таким образом, наибольшую сложность представляет грамматика китайского языка. Грамматические навыки формируются только в процессе речи, поэтому увеличение времени речевой практики позволит избежать подобных проблем в будущем. Наиболее трудными для участников экзамена стали задания с развернутым ответом письменной части. Незнание базовой лексики и грамматики повлияло на выполнение заданий этого раздела: в текстах работ часто имел место набор слов, грамматически не организованных в предложение. Среди типичных грамматических ошибок нарушение порядка слов в предложении, использование большей частью простых нераспространенных предложений, неправильное использование глаголов в позиции предлогов, счетных слов (классификаторов), неправильное использование дополнительных элементов оценки (обстоятельство результата), длительности, кратности. Многие экзаменуемые совершали ошибки в связи с выражением состоявшегося действия, а также действия, имевшего место в неопределенное время в прошлом. Нередко при выражении своих мыслей экзаменуемые строили предложения согласно языковой норме русского, а не китайского языка. При этом используемая лексика и грамматика не соответствовали даже базовому уровню сложности. Большое количество ошибок было связано с написанием иероглифики и использованием знаков пунктуации. Среди типичных можно обозначить подмену одних иероглифов другими, сходными по написанию, неправильную запись составных элементов иероглифов и черт иероглифов. Многочисленные ошибки были связаны с записью знаков препинания в одной клетке с иероглифом, что является недопустимым. Также отмечено неправильное использование различных видов запятых. Выполнение заданий устной части выявило две основные проблемы: выпускники не могут производить грамматически правильные предложения, их лексический запас находится на элементарном уровне. Говорение – это сложное умение и необходимо целенаправленно развивать его на уроках китайского языка. В экзаменационную модель ЕГЭ-2020 по китайскому языку планируется внести ряд изменений. Для того, чтобы успешно справиться с новым форматом заданий по аудированию, необходимо внимательно знакомиться с заданием, определять главное в предложенных в письменной форме утверждениях и видеть разницу между ними, при прослушивании игнорировать незнакомые слова, учиться отделять главное от второстепенного. При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» следует развивать языковую догадку, уделять больше внимания варьированию приемов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения. В раздел «Письмо» введено задание на создание личного письма в ответ на предложенное письмо-стимул от зарубежного друга по переписке. Экзаменуемым следует развернуто ответить на три вопроса, которые задаются в письме-стимуле. Часто один из вопросов содержит несколько элементов, например: «Что ты и твои друзья делали в свободное время?». В этом случае, чтобы ответ считался полным, недостаточно ответить, что делал автор письма, нужно также ответить, что делали его друзья. В этом задании надо также задать другу три вопроса по теме, которая упоминается в тексте письма-стимула и четко сформулирована в инструкции после текста письма-стимула. Важно, чтобы вопросы соответствовали заданной теме, были развернутыми и правильно сформулированными.

22.10.2019
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила новые анимированные видеоролики и плакаты, рассказывающие о государственной итоговой аттестации. С их помощью выпускники смогут узнать об особенностях ЕГЭ по математике и иностранному языку, собеседовании по русскому языку в 9 классе, как зарегистрироваться на ЕГЭ и пересдать экзамены, правилах и процедуре ЕГЭ, заполнении бланков. Два видеоролика содержат советы для выпускников и их родителей, как лучше организовать подготовку к экзаменам. «Рособрнадзор традиционно уделяет большое внимание разъяснению правил и особенностей экзаменационных процедур выпускникам и их родителям. Ежегодно мы обновляем и дополняем наши разъяснительные материалы, снимаем видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ с участием разработчиков экзаменационных заданий. Надеемся, что они будут полезны и помогут будущим выпускникам лучше сориентироваться в том, что их ждет на экзаменах», - рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Новые видеоролики опубликованы на Youtube-канале Рособрнадзора, плакаты – на сайте ведомства в разделе «Информационные материалы».

11.10.2019

Об этом сегодня заявила начальник Департамента /upload/medialibrary/41a/41a8dcee6fb070731f22d50809b63f07.JPGобразования Елена Рябова в ходе рассмотрения двух государственных программ в рамках нулевых чтений проекта областного бюджета на следующий год. Депутаты, представители Правительства и общественности обсудили вопросы развития образования и создания новых мест в учебных организациях.

По словам Елены Рябовой, всего на развитие образования в Вологодской области в следующем году будет выделено 18,7 миллиарда рублей. В результате реализуемых мер средняя заработная плата педагогов школ, а также преподавателей и мастеров производственного обучения в учреждениях СПО вырастет до 37 тысяч рублей в месяц, педработников дошкольных учреждений – до 35,5 тысяч рублей, педагогов учреждений дополнительного образования – до 37,6 тысяч рублей.

/upload/medialibrary/7d0/7d078ac58f24b767495e2ea86faddd07.JPG«Кроме того, на 20 миллионов рублей будет увеличено финансирование на оплату коммунальных услуг в учреждениях СПО, более 178 миллионов рублей планируется направить на увеличение стипендий с 436 до 1000 рублей. 190 миллионов рублей пойдут на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений», - рассказала Елена Рябова./upload/medialibrary/2df/2dfa4ea9a9a0f5bb636615a2caf23ba4.JPG

Также средства заложены на увеличение количества и размера ежемесячных стипендий Губернатора области. Кроме того, с 2020 года призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и педагоги их подготовившие будут получать выплаты по 50 тысяч рублей. На повышение стоимости льготного питания школьников до 50 рублей в день дополнительно запланировано 104,3 миллиона рублей.

/upload/medialibrary/7d0/7d047efe0f5adfc8b285cced667109f2.JPGЧто касается программы по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, то в 2020 году доля школьников, обучающихся в первую смену вырастет до 86,7%.

В ходе обсуждения госпрограмм депутаты обратили внимание на необходимость решения вопросов по увеличению нормативов питания детей-сирот в образовательных организациях, ремонта учреждений, в том числе общежитий, закупке оборудования и учебников: в настоящее время новые наборы литературы приобретаются только для учеников, а преподаватели вынуждены на собственные средства покупать учебники, методички и рабочие тетради./upload/medialibrary/74d/74d710a62198ed3576056b5bd29d48d3.JPG

«Конечно, средств на развитие образования в Вологодской области стало выделяться намного больше, но и требования заметно возросли, поставленные задачи стали сложнее. Я очень надеюсь на то, что мы все вместе будем решать возникающие вопросы. Хочу пожелать всем успехов и поблагодарить за работу», - подвела итог председатель комитета ЗСО по образованию, культуре и здравоохранению Людмила Ячеистова.


03.10.2019
В здание в 144-м микрорайоне уже подведены сети, включено отопление, идут внутренние отделочные работы и благоустройство территории, на участках установлены веранды. Готовность объекта — 70%, доложил Виктор Выдрин, руководитель проекта компании «СтройГрупп».

«Оборудование в пищеблок закуплено, находится на складе. Через пару-тройку дней начнем монтировать. Земляные работы на территории сегодня заканчиваем, шлаковые работы идут полным ходом, брусчатки уложено 70%. Сегодня приходит фура, привезет три тысячи кустов. По наружному освещению из 16 торшеров поставлено 14. Асфальт планируем положить 15—20 октября. Теневые навесы смонтированы, оборудование закуплено. На объекте работают 170 человек», — рассказал Виктор Выдрин.

В саду в 112-м микрорайоне благоустройство выполнено на 20%, отопления в здании пока нет. Но строители заверили, что достроят садик в срок.

«Коммуникации подведены, идет промывка теплосети. После этого подключим отопление. Внутри все общестроительные работы закончены. Для внутренней отделки ресурсы есть, работает более 50 отделочников, с понедельника еще 50—60 человек добавим. Благоустройство в октябре планируем закончить», — сообщила замдиректора компании «Горстройзаказчик» Лидия Русакова.

Сдача обоих учреждений назначена на 20 ноября. В каждом будут работать по 80 человек: воспитатели, администрация, обслуживающий персонал. Набор сотрудников уже идет.

Дошкольные учреждения примут детей в начале февраля, уточнил Олег Кувшинников.

«До 20 ноября необходимо подписать акты о вводе в эксплуатацию. Сегодня степень готовности по обоим учреждениям — около 70%. Это хороший показатель, — заявил Олег Кувшинников. — Народу на объектах в три раза больше, чем во время моего посещения два месяца назад, когда я жестко критиковал строителей, тогда здесь болталось 20—30 человек. Нужно жестко контролировать ход работ. Впереди у нас еще два детских сада, начинаем их строить в 2020 году. Школу в 106-м микрорайоне начнем проектировать, строить начнем в 2021 году. В 2020 году в 144 микрорайоне начнем строить ФОК».

23.08.2019

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) начал публикацию методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года. Материалы доступны для ознакомления на сайте ФИПИ в разделе «ЕГЭ и ГВЭ-11/Аналитические и методические материалы».

Работа по составлению методических рекомендаций проводится ежегодно после завершения основного периода ЕГЭ. Рекомендации публикуются, чтобы учителя смогли учесть их в своей работе в течение всего года и эффективнее помочь выпускникам подготовиться к ЕГЭ. Материалы подготовлены руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ и содержат характеристику и анализ экзаменационных работ, результатов участников ЕГЭ этого года, выявленных затруднений и типичных ошибок.

Методические рекомендации охватывают все предметы, сдаваемые в форме ЕГЭ. В 2019 году впервые подготовлены и будут опубликованы рекомендации на основе анализа результатов ЕГЭ по китайскому языку. Публикация методических рекомендаций по всем предметам будет завершена в ближайшие дни.


22.08.2019

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) подвела итоги национального исследования качества образования (НИКО) по физкультуре, которое проводилось 8-12 апреля 2019 года среди обучающихся 6 и 10 классов из более чем 300 школ 31 региона России. В исследовании приняли участие почти 15 тысяч шестиклассников и более 8 тысяч десятиклассников, относящихся к основной медицинской группе для занятий физической культурой.

В рамках исследования его участники выполняли четыре задания, демонстрирующих владение техническими действиями из базовых игровых видов спорта (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и другие), гимнастику с элементами акробатики, технику выполнения упражнений из комплекса ГТО и общую физическую подготовку. Также было проведено анкетирование участников исследования.

По результатам исследования, около 18% шестиклассников и около 22% десятиклассников набрали максимальное количество баллов за выполнение практических заданий. 4,4 % обучающихся 6 классов и 2,7% обучающихся 10 классов показали неудовлетворительные результаты. Около половины участников в обеих возрастных группах выполнили задания на «четверку».

Процент выполнивших задание «Техника выполнения упражнений из комплекса ГТО» на максимальный балл у обучающихся 6 классов составил 77%, а у обучающихся 10 классов – 84%. Это позволяет сделать вывод, что уровень умений для правильного выполнения этих нормативов является достаточным в обеих возрастных группах школьников.

Исследование показало, что обучающиеся обеих возрастных групп отдают предпочтение коллективным игровым видам спорта, ставя на первое место игру баскетбол. Второе и третье места по популярности среди школьников заняли волейбол и футбол.

Школьники, которым нравится играть в спортивные игры и которые занимаются спортом регулярно, показали более высокие результаты НИКО по физкультуре. Исследование продемонстрировало прямую зависимость спортивных результатов школьников от занятия в спортивных секциях и участия в олимпиадах по физкультуре. Результаты НИКО по физкультуре обучающихся у учителей с более высокой квалификационной категорией, а также учителей, имеющих спортивное звание или спортивный разряд, также в целом оказались выше.


21.08.2019

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2020 году (ссылка).

Российские школы с 2011 года постепенно переходят на работу по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования. В 2020 году сдавать ОГЭ предстоит выпускникам 9 классов, которые с 5 по 9 класс обучались на основе ФГОС, что обусловило внесение корректив в экзаменационные модели ОГЭ-2020. Все экзаменационные модели подготовлены на основе ФГОС основного общего образования, при этом обеспечена преемственность предметного содержания с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

В КИМ ОГЭ 2020 года сохранена часть заданий, хорошо знакомых школам и имеющихся в Открытом банке заданий ОГЭ. При этом введены новые задания, в которых акцент сделан на проверку достижения предусмотренных ФГОС результатов обучения. Усилен практический характер заданий, введены новые задания, проверяющие умения осуществлять информационный поиск, анализировать информацию, представленную в разных формах, применять знания для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач, способность обучающихся формулировать и аргументировать свое мнение, рассуждать на определенные темы. В обновленных КИМ ОГЭ реализованы некоторые принятые в международных сопоставительных исследованиях подходы к конструированию заданий по математике и предметам естественно-научного цикла.

В экзаменационной работе по русскому языку в 2020 году количество заданий сократится с 15 до 9. Для написания изложения (задание 1) теперь могут быть предложены тексты различных жанров (в том числе путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник). Экзаменационная работа предполагает выполнение участником ОГЭ различных видов анализа языкового материала. Для этого в части 2 работы дано 7 заданий: задания 2–5 проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; задания 6–8 нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, понимание отношений синонимии и антонимии, опознавание изученных средств выразительности речи.

В КИМ ОГЭ по математике включен новый блок практико-ориентированных заданий (задания 1-5).

В ОГЭ по обществознанию изменена структура экзаменационной работы: снято разделение заданий по частям на основе формы записи ответа. Задания в работе теперь выстраиваются исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий КИМ сокращено с 31 до 24. Усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать свое мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания.

Для ОГЭ-2020 по истории предложена только одна модель КИМ, соответствующая линейной системе изучения истории на основе Историко-культурного стандарта и единого учебника. В КИМ введены новые задания на работу с исторической картой, увеличено число заданий на основе визуальных источников исторической информации, выделен блок заданий, проверяющих знание истории культуры, расширен спектр аналитических заданий.

На ОГЭ по химии и физике обязательной частью экзамена будет проведение реального эксперимента. В ОГЭ по химии практическая часть включает в себя два задания: в задании 23 из предложенного перечня необходимо выбрать два вещества, взаимодействие с которыми отражает химические свойства вещества, указанного в условии задания, и составить с ними два уравнения реакций. Задание 24 предполагает проведение двух реакций, соответствующих составленным уравнениям.

В 2020 году изменилась структура экзаменационной работы по физике: задания в работе выстраиваются, исходя из проверяемых групп умений. Общее количество заданий уменьшено с 26 до 25. В ОГЭ по биологии количество заданий сокращено с 32 до 30, добавлены новые модели и линии заданий.

Отдельные изменения внесены также в КИМ ОГЭ по другим предметам.

Опубликованные документы являются основой для составления экзаменационных материалов. Ежегодно до начала учебного года они публикуются для экспертного обсуждения. С их помощью будущие участники ОГЭ и их учителя могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.

ФИПИ приглашает к общественно-профессиональному обсуждению проектов КИМ ОГЭ-2020. Все замечания и предложения принимаются на адрес электронной почты: fipi@fipi.ru до 1 октября 2019 года.

После общественно-профессионального обсуждения и утверждения документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ 2020 года, будет пополнен Открытый банк заданий ОГЭ и подготовлены рекомендации по переводу первичных баллов ОГЭ в отметки по пятибалльной шкале.




20.08.2019

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки завершила сбор и анализ предложений по совершенствованию ЕГЭ, которые поступили от участников экзаменов, их родителей и педагогов по итогам экзаменационной кампании 2019 года.

Свои предложения о том, что необходимо усовершенствовать в ЕГЭ, все желающие могли направить на специальный адрес электронной почты до 1 августа. Подобные опросы проводятся Рособрнадзором ежегодно в ходе и после завершения основного периода ЕГЭ.

«Мы каждый год анализируем результаты и собираем предложения по совершенствованию ЕГЭ. Когда мы провели такой опрос впервые, счет поступивших предложений шел на тысячи. В 2014-2015 годах в процедуру и содержание итоговой аттестации были внесены изменения, обеспечившие прозрачность ЕГЭ и сделавшие экзамены более творческими. Эти изменения в значительной мере сняли остроту проблемы ЕГЭ. Экзамен продолжает планомерно совершенствоваться, но по числу поступающих сейчас предложений мы видим отсутствие запроса в обществе на радикальные изменения», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В этом году в Рособрнадзор поступило около 40 предложений. Большинство из них носит технический характер  и касается совершенствования процедуры и содержания инструктажа для участников ЕГЭ, порядка работы организаторов и технических специалистов, ознакомления участников ЕГЭ с их результатами, изменений в расписании экзаменов. Эти предложения были проанализированы и, по возможности, будут учтены при проведении ЕГЭ в следующем году.

Также в Рособрнадзор поступили предложения по расширению и сокращению перечня обязательных для выпускников предметов ЕГЭ, увеличению продолжительности экзаменов по отдельным предметам.

Несколько предложений касаются внедрения компьютерного формата экзаменов и перехода на использование электронных форм контрольных измерительных материалов (КИМ). Работа в этом направлении ведется Рособрнадзором в течение последних лет. Планируется, что в 2021 году ЕГЭ по информатике и ИКТ участники смогут сдавать в компьютерной форме. Также прорабатываются возможные модели, чтобы в дальнейшем предоставить данную возможность и по другим учебным предметам.

Поступили также просьбы обновить Открытый банк заданий ЕГЭ, провести онлайн-консультации разработчиков КИМ ЕГЭ, публиковать на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) материалы для подготовки к экзаменам и критерии оценивания заданий. Актуальные демоверсии КИМ ЕГЭ по всем предметам вместе с критериями оценивания публикуются на сайте ФИПИ ежегодно. В этом году они также будут опубликованы в открытом доступе до начала учебного года. Открытый банк заданий ЕГЭ ежегодно пополняется заданиями по всем предметам из числа использовавшихся во время последних экзаменов. Также в этом году будет продолжена традиция публикации видеоконсультаций для участников ЕГЭ от разработчиков экзаменационных материалов.

 


20.08.2019

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовална своем сайте проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2020 году.

Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов и ежегодно публикуются для экспертного обсуждения до начала учебного года. С их помощью будущие участники ЕГЭ-2020 и их преподаватели могут также составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.

Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов по предметам этого года. Они помогут составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме и уровне сложности. Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. С ними важно ознакомиться, чтобы понимать требования к полноте и правильности записи ответа. Задания, включенные в демоверсии, не будут использоваться при проведении экзаменов, но они аналогичны реальным.

Полный перечень вопросов и тем, которые могут встретиться на экзамене, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Его можно использовать при составлении плана повторения материала перед экзаменом.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 года незначительны: проведено ежегодное совершенствование формулировок некоторых заданий и критериев оценивания развернутых ответов на основе анализа результатов ЕГЭ-2019, обращений в Рособрнадзор и ФИПИ в период проведения основного периода экзаменов в текущем году.

В 2020 году не планируется изменений структуры и содержания КИМ ЕГЭ по всем предметам, кроме физики и китайского языка. Задача 25 в КИМ ЕГЭ по физике, которая ранее была представлена в части 2 в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развернутого решения и может быть оценена максимально в 2 балла. Таким образом, число заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по физике увеличилось с пяти до шести. Для задания 24, проверяющего освоение элементов астрофизики, вместо выбора двух обязательных верных ответов предлагается выбор всех верных ответов, число которых может составлять либо два, либо три.

Больше всего изменений произошло в КИМ ЕГЭ по китайскому языку, экзамен по которому был проведен в 2019 году впервые. В письменной части работы в разделе <Аудирование> уменьшено до девяти количество заданий раздела, изменены форматы некоторых заданий, введены два диалогических текста. В разделе <Чтение> уменьшено до пяти количество заданий, введены задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. В разделе <Письмо> добавлено задание 28 на написание личного письма в ответ на письмо-стимул, выполнение которого может быть максимально оценено в 8 баллов.

Также уточнены критерии оценивания некоторых заданий в КИМ ЕГЭ по русскому языку, географии, истории и обществознанию.

ФИПИ приглашает экспертное и профессиональное сообщества принять участие в обсуждении проектов экзаменационных материалов 2020 года.

Все замечания и предложения принимаются на электронный адрес: fipi@fipi.ru до 1 октября 2019 года.


16.08.2019
Около 2,5 тысяч школ вошли в перечень образовательных организаций, в которых по результатам статистического анализа выполнения всероссийских проверочных работ (ВПР) 2019 года были выявлены признаки необъективности полученных результатов. В список в этом году включено на 200 образовательных организаций меньше, чем годом ранее.

Комплексный анализ собранных данных ВПР проводится Рособрнадзором третий год подряд. По результатам этого анализа 212 школ показывают необъективный результат все три года.

Перечень образовательных организаций с необъективными результатами ВПР-2019 опубликован на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО). Также информация о таких школах с указанием предметов и классов, по которым выявлены признаки необъективности результатов, направлена в региональные министерства образования.

"К школам с необъективными результатами ВПР мы проявляем самое пристальное внимание. Третий год подряд Рособрнадзор обращает внимание регионального руководства на необходимость работы с такими школами, и эта работа постепенно дает результат", - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

При анализе результатов учитывались такие признаки необъективности как завышенные значения среднего балла ВПР, несоответствие результатов ВПР и школьных отметок, резкое возрастание или резкое падение результатов одной параллели от одного класса к следующему. При этом в перечень школ с признаками необъективных результатов не были включены школы, отмеченные региональными координаторами как образовательные организации со стабильно высокими результатами.

ВПР представляют собой контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Это итоговые контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания.

В апреле-мае 2019 года ВПР проводились для учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 11-х классов. Участие в ВПР приняли около 40 тысяч школ из всех регионов России и свыше 6 миллионов школьников.

01.08.2019

После последней оценки PISA (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, проходящий раз в три года) в 2018 году министр просвещения РФ Ольга Васильева констатировала, что российские школьники показали низкий уровень решения нестандартных задач в условиях, близких к реальным, а также низкий уровень умения работать в команде. Министр подчеркивала, что причина связана с ориентацией российского образования на решение стандартных задач, в том числе заданий единого госэкзамена (ЕГЭ). Глава PISA Андреас Шляйхер рассказал в интервью корреспонденту “Ъ” Ксении Мироновой, почему учиться в ближайшие годы станет сложнее и почему на самом деле ЕГЭ положительно повлиял на российскую систему образования.

— Какие тенденции, на ваш взгляд, преобладают сейчас в глобальном образовании?

— С одной стороны, даты, обособленные факты, которые легко учить, так же как и односложные тестирования, исчезают из нашей жизни. Очевидно, компьютеры стали запоминать лучше людей, все больше задач по выполнению рутинных процессов берут на себя искусственный интеллект и роботы. Итак, одной большой глобальной тенденцией является то, что обучение «простым» вещам теряет актуальность. Важнее становится способность людей мыслить творчески, критически, хорошее воображение. Социально-эмоциональные навыки становятся все более важными: смелость, сочувствие, лидерство.

Кроме того, есть другие тенденции, которые сложно назвать глобальными, потому что они меняются в зависимости от страны. Но мы можем видеть, например, что усиливается тенденция к большей индивидуализации, персонализации обучения. И это влияет на подход к преподаванию и проработке образовательных программ.

И еще один аспект, который я хотел бы подчеркнуть, это необходимость учиться на протяжении всей жизни. Раньше мы могли переходить от школьного к вузовскому образованию, а после использовать свои навыки на протяжении всей оставшейся жизни. Сегодня изменения в технологической и социальной сферах происходят так быстро, что мы должны продолжать учиться на протяжении всей жизни. Раньше люди учились выполнять работу, а теперь обучение стало работой.

— Что вы думаете об этой первой тенденции, не ведет ли она к упрощению, если мы прямо говорим обучающемуся, что он может ничего не запоминать — все сделает компьютер?

— Я не думаю, что это ведет к упрощению — на самом деле учиться стало сложнее. Вам недостаточно вспомнить некоторые формулы и уравнения, чтобы разбираться в математике, нужно научиться мыслить как математик, а это намного сложнее. Вы должны научиться думать как ученый, а не просто помнить отдельные факты — сегодня нужно уметь разрабатывать эксперименты, чтобы отличать научно необъяснимые вопросы от тех, которые не являются таковыми. В некотором смысле нам нужно учиться большему количеству вещей, но обучение должно быть больше сосредоточено на понимании общей концепции, на умении рассуждать.

На пороге каких перемен стоит высшее образование

Так что на самом деле сегодня труднее не только учиться, но и преподавать. Необходимо понимать архитектуру дисциплины, взаимосвязи внутри нее и между ней и другими сферами жизни и науки. Потому что если вы не можете думать как ученый, Google бесполезен для вас. Если вы не можете думать как философ или не можете думать как историк, вы станете жертвой фейковых новостей, вы не сможете узнать правду в системе. Это не ведет к упрощению — напротив, помогает развить более глубокое понимание дисциплин и меньше внимания уделять поверхностным вещам.

— А какие компетенции сейчас наиболее востребованы?

— Способность мыслить творчески, то, в чем компьютеры нам проигрывают. Я также считаю, что мы должны уделять больше внимания социальным навыкам и эмоциональной сфере. Политическая и социальная обстановка во многих странах такова, что нам приходится рисковать, приходится справляться с неопределенностью.

Мир больше не черно-белый, этика становится все более важной. В прошлом вы всегда могли доверять своим родителям или своему учителю, сегодня вы никогда не знаете, является ли то, что они вам говорят, «вечной мудростью» или есть более глубокие пути.

Вы должны больше полагаться на себя и свое собственное суждение. И поэтому я думаю, что мы должны научить студентов самим выработать здравый смысл, а не полагаться только на мнение других.

— В одном из своих интервью вы сказали, что не так важно, сколько часов ребенок тратит на изучение дисциплины, потому что кто-то может выучить все за десять часов, а кто-то — за 110. Следует ли менять систему образования, чтобы сделать ее более гибкой не только с точки зрения контента, но и с точки зрения организации времени?

— Это очень важный момент: объем обучения — плохой измеритель качества обучения. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах студенты учатся почти 60 часов в неделю, но в итоге это обучение малоэффективно. В Финляндии студенты учатся 37 часов в неделю и имеют более высокие результаты. Поэтому я думаю, что это больше касается качества учебного процесса. Если вы активный ученик, а во время образовательного процесса вам предлагают много практики, то вы учитесь быстро и очень увлечены своим обучением. Если вы просто пассивный получатель, это не так продуктивно. Образовательная система должна быть гибкой и учитывать потребности людей.

— Вы следите за новостями образования в разных странах. Как вы думаете, какие страны добились наибольшего прогресса за последние два-три года?

— Если смотреть масштабно, самый быстрый прогресс наблюдается в Азии — наибольшие изменения, очевидно, происходят в странах Восточной Азии. Китай и Вьетнам добились заметного прогресса за очень короткое время. На самом деле, я думаю, что и в Российской Федерации был хороший прогресс, по крайней мере в последние годы.

— А что вы думаете о российской системе образования и контроля, в том числе о ЕГЭ?

— Я считаю, что ЕГЭ — хороший мониторинг. И есть реальный прогресс, выпускники стали значительно лучше решать сложные задачи, которые им предлагаются после тестовой части экзамена. Несмотря на критику, я думаю, что на самом деле ЕГЭ спровоцировал позитивную динамику во всех основных предметных областях. Иногда вы не замечаете эту динамику, когда находитесь в стране, вы можете принять это как должное, но при сравнении с другими странами, это невозможно не заметить.

— Вы знаете о дискуссии вокруг тестовой части ЕГЭ? Идея ее использования не кажется вам устаревшей?

— Я действительно не думаю, что тесты с множественным выбором уместны в современной системе. Тесты, в которых студенты должны давать более сложные ответы и полные ответы, я считаю, являются оптимальным вариантом.

Но если говорить о России, на самом деле ЕГЭ даже слишком усиленно требует, чтобы студенты писали полные ответы, и это положительная тенденция.

— Даже для проведения ЕГЭ сейчас задействуют компьютеры — что важнее для образования, использовать технологии и онлайн-возможности или готовить кадры для взаимодействия с обучающимися?

— Наши (PISA.— “Ъ”) исследования показывают, что у технологий есть большие перспективы, однако опросы обучающихся показывают, что важнее качество преподавания и учителей. Технология может усилить качество обучения, но технология никогда не заменит плохое преподавание.

— Один из крупнейших национальных университетов России, Высшая школа экономики (ВШЭ), будет в ближайшие несколько лет отказываться от аудиторных лекций в пользу видеоконтента. С одной стороны, это экономия времени профессоров и возможности для дистанционного обучения, с другой — многие студенты говорят, что им важно видеть своих преподавателей даже на массовых лекциях.

— Знаете, обучение — это всегда социальный процесс. При этом я согласен, что многие виды лекций уже неэффективны. Я думаю, что объединение индивидуального обучения и преподавания в небольших группах, вместе с онлайн-курсами,— лучшая из комбинаций. И я не считаю, что технология, в том числе видеоконтент, упростит все обучение. На самом деле технология сделает обучение более сложным и не менее требовательным.

— Как вы относитесь к международным рейтингам университетов или школ как способу оценки образования?

— На самом деле я не считаю международные рейтинги хорошим показателем. Международные рейтинги на самом деле не смотрят на качество обучения, на результаты обучения, они завязаны на институциональных характеристиках, на формальностях, размерах учебных помещений и т. д. Я бы не стал обращать слишком много внимания на эти оценки, думаю, я бы советовал обращать внимание на качество образовательной среды.

— Вы говорите о пользе технологий, хотя в одном из своих интервью отмечали, что социальные сети и интернет иногда создают проблемы для подростков с социализацией. Нужно ли менять образовательную среду, не запрещая при этом повально интернет и социальные сети?

— Во многом социальные сети заставляют вас общаться с людьми, которые думают так же, как вы, они заставляют вас общаться с людьми, которые похожи на вас, они в основном создают очень однородные группы взглядов и изолируют нас от всех других идей и другого опыта. И я думаю, что это не очень полезно в мире, где люди по-разному думают, по-разному работают.

Почему не стоит полагаться на рейтинги школ

Сейчас в интернете и соцсетях очень сложно найти правду. В прошлом, чтобы найти ответ на вопрос, вы обращались к энциклопедии, и вы верили, что ответ верен. Сегодня вы смотрите в Google, и вы получаете 500 тыс. ответов, вы никогда не знаете, что правильно, а что нет. Это очень важная функция обучения сегодня — подготовить молодых людей к миру Google. При этом сама школа — тоже в какой-то степени социальная сеть, но она занимает очень важное место в культуре разнообразия общества. Школа — это первое место, где вы встречаете людей, которые думают не так, как вы, и которые отличаются от вас, поэтому я считаю, что это очень важная функция обучения, и, возможно, школы в ближайшее время начнут использовать это более осознанно.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4046467


01.08.2019

Глава международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA о российской системе образования.

После последней оценки PISA (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике, проходящий раз в три года) в 2018 году министр просвещения РФ Ольга Васильева констатировала, что российские школьники показали низкий уровень решения нестандартных задач в условиях, близких к реальным, а также низкий уровень умения работать в команде. Министр подчеркивала, что причина связана с ориентацией российского образования на решение стандартных задач, в том числе заданий единого госэкзамена (ЕГЭ). Глава PISA Андреас Шляйхер рассказал в интервью корреспонденту “Ъ” Ксении Мироновой, почему учиться в ближайшие годы станет сложнее и почему на самом деле ЕГЭ положительно повлиял на российскую систему образования.

— Какие тенденции, на ваш взгляд, преобладают сейчас в глобальном образовании?

— С одной стороны, даты, обособленные факты, которые легко учить, так же как и односложные тестирования, исчезают из нашей жизни. Очевидно, компьютеры стали запоминать лучше людей, все больше задач по выполнению рутинных процессов берут на себя искусственный интеллект и роботы. Итак, одной большой глобальной тенденцией является то, что обучение «простым» вещам теряет актуальность. Важнее становится способность людей мыслить творчески, критически, хорошее воображение. Социально-эмоциональные навыки становятся все более важными: смелость, сочувствие, лидерство.

Кроме того, есть другие тенденции, которые сложно назвать глобальными, потому что они меняются в зависимости от страны. Но мы можем видеть, например, что усиливается тенденция к большей индивидуализации, персонализации обучения. И это влияет на подход к преподаванию и проработке образовательных программ.

И еще один аспект, который я хотел бы подчеркнуть, это необходимость учиться на протяжении всей жизни. Раньше мы могли переходить от школьного к вузовскому образованию, а после использовать свои навыки на протяжении всей оставшейся жизни. Сегодня изменения в технологической и социальной сферах происходят так быстро, что мы должны продолжать учиться на протяжении всей жизни. Раньше люди учились выполнять работу, а теперь обучение стало работой.

— Что вы думаете об этой первой тенденции, не ведет ли она к упрощению, если мы прямо говорим обучающемуся, что он может ничего не запоминать — все сделает компьютер?

— Я не думаю, что это ведет к упрощению — на самом деле учиться стало сложнее. Вам недостаточно вспомнить некоторые формулы и уравнения, чтобы разбираться в математике, нужно научиться мыслить как математик, а это намного сложнее. Вы должны научиться думать как ученый, а не просто помнить отдельные факты — сегодня нужно уметь разрабатывать эксперименты, чтобы отличать научно необъяснимые вопросы от тех, которые не являются таковыми. В некотором смысле нам нужно учиться большему количеству вещей, но обучение должно быть больше сосредоточено на понимании общей концепции, на умении рассуждать.

На пороге каких перемен стоит высшее образование

Так что на самом деле сегодня труднее не только учиться, но и преподавать. Необходимо понимать архитектуру дисциплины, взаимосвязи внутри нее и между ней и другими сферами жизни и науки. Потому что если вы не можете думать как ученый, Google бесполезен для вас. Если вы не можете думать как философ или не можете думать как историк, вы станете жертвой фейковых новостей, вы не сможете узнать правду в системе. Это не ведет к упрощению — напротив, помогает развить более глубокое понимание дисциплин и меньше внимания уделять поверхностным вещам.

— А какие компетенции сейчас наиболее востребованы?

— Способность мыслить творчески, то, в чем компьютеры нам проигрывают. Я также считаю, что мы должны уделять больше внимания социальным навыкам и эмоциональной сфере. Политическая и социальная обстановка во многих странах такова, что нам приходится рисковать, приходится справляться с неопределенностью.

Мир больше не черно-белый, этика становится все более важной. В прошлом вы всегда могли доверять своим родителям или своему учителю, сегодня вы никогда не знаете, является ли то, что они вам говорят, «вечной мудростью» или есть более глубокие пути.

Вы должны больше полагаться на себя и свое собственное суждение. И поэтому я думаю, что мы должны научить студентов самим выработать здравый смысл, а не полагаться только на мнение других.

— В одном из своих интервью вы сказали, что не так важно, сколько часов ребенок тратит на изучение дисциплины, потому что кто-то может выучить все за десять часов, а кто-то — за 110. Следует ли менять систему образования, чтобы сделать ее более гибкой не только с точки зрения контента, но и с точки зрения организации времени?

— Это очень важный момент: объем обучения — плохой измеритель качества обучения. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах студенты учатся почти 60 часов в неделю, но в итоге это обучение малоэффективно. В Финляндии студенты учатся 37 часов в неделю и имеют более высокие результаты. Поэтому я думаю, что это больше касается качества учебного процесса. Если вы активный ученик, а во время образовательного процесса вам предлагают много практики, то вы учитесь быстро и очень увлечены своим обучением. Если вы просто пассивный получатель, это не так продуктивно. Образовательная система должна быть гибкой и учитывать потребности людей.

— Вы следите за новостями образования в разных странах. Как вы думаете, какие страны добились наибольшего прогресса за последние два-три года?

— Если смотреть масштабно, самый быстрый прогресс наблюдается в Азии — наибольшие изменения, очевидно, происходят в странах Восточной Азии. Китай и Вьетнам добились заметного прогресса за очень короткое время. На самом деле, я думаю, что и в Российской Федерации был хороший прогресс, по крайней мере в последние годы.

— А что вы думаете о российской системе образования и контроля, в том числе о ЕГЭ?

— Я считаю, что ЕГЭ — хороший мониторинг. И есть реальный прогресс, выпускники стали значительно лучше решать сложные задачи, которые им предлагаются после тестовой части экзамена. Несмотря на критику, я думаю, что на самом деле ЕГЭ спровоцировал позитивную динамику во всех основных предметных областях. Иногда вы не замечаете эту динамику, когда находитесь в стране, вы можете принять это как должное, но при сравнении с другими странами, это невозможно не заметить.

— Вы знаете о дискуссии вокруг тестовой части ЕГЭ? Идея ее использования не кажется вам устаревшей?

— Я действительно не думаю, что тесты с множественным выбором уместны в современной системе. Тесты, в которых студенты должны давать более сложные ответы и полные ответы, я считаю, являются оптимальным вариантом.

Но если говорить о России, на самом деле ЕГЭ даже слишком усиленно требует, чтобы студенты писали полные ответы, и это положительная тенденция.

— Даже для проведения ЕГЭ сейчас задействуют компьютеры — что важнее для образования, использовать технологии и онлайн-возможности или готовить кадры для взаимодействия с обучающимися?

— Наши (PISA.— “Ъ”) исследования показывают, что у технологий есть большие перспективы, однако опросы обучающихся показывают, что важнее качество преподавания и учителей. Технология может усилить качество обучения, но технология никогда не заменит плохое преподавание.

— Один из крупнейших национальных университетов России, Высшая школа экономики (ВШЭ), будет в ближайшие несколько лет отказываться от аудиторных лекций в пользу видеоконтента. С одной стороны, это экономия времени профессоров и возможности для дистанционного обучения, с другой — многие студенты говорят, что им важно видеть своих преподавателей даже на массовых лекциях.

— Знаете, обучение — это всегда социальный процесс. При этом я согласен, что многие виды лекций уже неэффективны. Я думаю, что объединение индивидуального обучения и преподавания в небольших группах, вместе с онлайн-курсами,— лучшая из комбинаций. И я не считаю, что технология, в том числе видеоконтент, упростит все обучение. На самом деле технология сделает обучение более сложным и не менее требовательным.

— Как вы относитесь к международным рейтингам университетов или школ как способу оценки образования?

— На самом деле я не считаю международные рейтинги хорошим показателем. Международные рейтинги на самом деле не смотрят на качество обучения, на результаты обучения, они завязаны на институциональных характеристиках, на формальностях, размерах учебных помещений и т. д. Я бы не стал обращать слишком много внимания на эти оценки, думаю, я бы советовал обращать внимание на качество образовательной среды.

— Вы говорите о пользе технологий, хотя в одном из своих интервью отмечали, что социальные сети и интернет иногда создают проблемы для подростков с социализацией. Нужно ли менять образовательную среду, не запрещая при этом повально интернет и социальные сети?

— Во многом социальные сети заставляют вас общаться с людьми, которые думают так же, как вы, они заставляют вас общаться с людьми, которые похожи на вас, они в основном создают очень однородные группы взглядов и изолируют нас от всех других идей и другого опыта. И я думаю, что это не очень полезно в мире, где люди по-разному думают, по-разному работают.

Сейчас в интернете и соцсетях очень сложно найти правду. В прошлом, чтобы найти ответ на вопрос, вы обращались к энциклопедии, и вы верили, что ответ верен. Сегодня вы смотрите в Google, и вы получаете 500 тыс. ответов, вы никогда не знаете, что правильно, а что нет. Это очень важная функция обучения сегодня — подготовить молодых людей к миру Google. При этом сама школа — тоже в какой-то степени социальная сеть, но она занимает очень важное место в культуре разнообразия общества. Школа — это первое место, где вы встречаете людей, которые думают не так, как вы, и которые отличаются от вас, поэтому я считаю, что это очень важная функция обучения, и, возможно, школы в ближайшее время начнут использовать это более осознанно.


07.06.2019
В четверг 6 июня в Санкт-Петербурге начал работу Петербургский международный экономический форум. По традиции на мероприятие съехались представители деловых кругов страны, чиновники, представители СМИ. Мы выяснили, как они относятся к Единому Государственному Экзамену, результаты которого сейчас больше всего волнуют выпускников и их родителей. Александр  Жуков, Константин Эрнст, Олег Тиньков, Вагит Алекперов, Наталья Тимакова и другие значимые персоны поделились своим мнением по поводу ЕГЭ.

04.06.2019

«В одиночку такую акцию не провести»

Едва успев начаться, кампания ЕГЭ-2019 оказалась под прицелом хакеров. Да еще под каким! 31 мая и 1 июня прошли массированные DDoS-атаки на интернет-ресурсы Рособрнадзора, по оценке специалистов, качественно отличающиеся от предшествующих. О том, как это было, «МК» из первых рук узнал в Федеральном центре тестирования. Тем временем эксперты поделились своими версиями о глубинных причинах, стоящих за внешней стороной дела.

На выходных стало известно: в течение двух дней хакеры атаковали интернет-ресурсы Рособрнадзора, стремясь нарушить работу сайта при помощи DDoS-атак — непрестанной отправки огромного количества запросов, своей массой блокирующих доступ к этим ресурсам и тем самым препятствующих их работе в штатном режиме.

- 31 мая была зафиксирована DDoS-атака, целью которой стали информационные ресурсы ФИПИ, а 1 июня прошла более массированная атака - на автоматизированные сервисы ЕГЭ, - рассказал «МК» о деталях замдиректора Федерального центра тестирования Станислав Афанасьев. - Атаки начались около 06.30 утра и продолжались около 4 часов.

Правда, хакерские атаки на ЕГЭ случались и раньше. Однако нынешняя вышла особой: «Мощность атаки составила более 6 Гбит в секунду. При этом если предыдущие хакерские атаки были в основном связаны с видеонаблюдением и порталом «Смотри ЕГЭ», то нынешняя была более точечной и нацеливалась сервисы Федерального института педагогических измерений и Федерального центра тестирования»,- уточнил Афанасьев.

Примечательно, что злоумышленники, по его словам, «подошли к делу изобретательно и искали уязвимые места в нашей обороне, а задействованные ими ресурсы были достаточно значимыми. Мы четко понимаем, что это была распределенная атака: было задействовано много ресурсов по всему миру как в России, так и за рубежом. Организаторы подготовились основательно: сетевые адреса, задействованные ими, чтобы осуществить акцию, надо было получить в свое распоряжение — арендовать или уже иметь. Таким образом, ресурсы, что называется, были ими подтянуты».

Впрочем, атаку, по его словам, «мы смогли отбить: остановок в работе значимых ресурсов не было, и атака не повлияла на обработку результатов прошедшего единого государственного экзамена».

В целом же «есть несколько методов борьбы с DDoS-атаками, и многие из них мы применяем. Что касается последней атаки, то для нас она стала сигналом. Мы мобилизовали как стандартные методики борьбы с атаками, так и задействовали альтернативные возможности. Если будет массированная атака, мы обеспечим непрерывность всех процессов и каналов доведения информации».

Эксперты-технари с предположением чиновника, что за последней DDoS-атакой стоят не психи или хулиганы-одиночки, а организованные силы, полностью согласны:

- В одиночку такую акцию не провести,- заверил «МК» специалист-айтишник Роман Перфилов. - 6 Гбит в секунду — это очень быстро! Для такой скорости нужно, чтобы человек сидел на магистрали трафика или, на профессиональном сленге - «на стволе». Все, что быстрее 1 Гбит — это точно группа! Люди явно написали программу, и с разных точек стали подавать запросы на сервер, выбранный как мишень для атаки.

Обычно это делается, когда хотят «завалить» какой-то сайт или структуру — как правило, государственную. Цель — вывести их на какое-то время из рабочего состояния. Ну а мотивы могут быть самыми разными — от чисто хулиганских до сугубо корыстных. Вопрос денег тут очень даже возможен!

В попытке докопаться до причин регулярных — и все ужесточающихся — нападок хакеров на ресурсы и сервисы ЕГЭ вопрос денег, действительно, приходит на ум одним из первых. Каждый год Рособрнадзор загодя предупреждает участников экзаменов: не покупайте якобы «верных» заданий ЕГЭ! Не ведитесь на якобы «верные» интернет-утечки! А ведь это — рынок, притом немалый. И потери в заработках вполне могли спровоцировать его участников на поощрение хакеров, пытающихся «сломать» ЕГЭ.

Можно предположить и другие способы нелегально нажиться на временном выводе из строя официальных сервисов ЕГЭ — например, «толкнуть» на пару дней раньше результаты экзаменов. И все они тоже в выигрыше.

- Мы очень мало знаем про «серую», хакерскую зону интернета. Так что там может быть все, что угодно,- заявила «МК» директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России Татьяна Клячко.- Если хакерам пообещали значительные деньги за то, чтобы в интересах нелегального ранка «положить» ресурсы ЕГЭ, они легко могут это сделать. Для них вопрос не в том, ЕГЭ это или не ЕГЭ, а в том, чтобы им заплатили определенную сумму.

Кстати, столь же охотно, по мнению Клячко, те же хакеры подрядятся «завалить» ЕГЭ, если им заплатят оппоненты этой процедуры: «Недовольство едиными госэкзаменами в обществе по-прежнему есть, - подчеркнула она.- Так что желание дискредитировать этот инструмент также не стоит сбрасывать со счетов».

Наконец, не стоит исключать и желание дискредитировать государство или как минимум орган государственной власти в лице Минпросвета с Рособрнадзором.

- Я не исключаю, что это был удар по престижу государства, стремление показать его слабость,- поделился с «МК» депутат Государственной Думы Михаил Берулава. - Уж больно серьезной оказалась атака!

Действительно, при всех продолжающихся у нас спорах о ЕГЭ, несомненны две момента. Во-первых, данная модель итоговых испытаний прочно заняла свое место в системе образования нашей страны. Во-вторых, ее многолетнее усовершенствование сделало ее максимально открытой и прозрачной. Ведь как ни относись к единым госэкзаменам как таковым, а исключение человеческого фактора из доставки в оба конца экзаменационных материалов или, скажем, открытая публикация результатов практически свели на нет риск злоупотреблений, еще недавно процветавших на ниве выпускных и вступительных экзаменов. Ну а это крушит рынок «черных» и «серых» околообразовательных услуг. И тому это, понятно, не в радость.


22.05.2019
МОСКВА, 22 мая 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, как россияне думают о системе ЕГЭ в целом, как готовятся к выпускному экзамену.

Роль ЕГЭ как экзамена, дающего способным школьникам из разных регионов страны равные шансы на поступление в хорошие вузы, отмечают 54% респондентов, которые знают о ЕГЭ из собственного опыта или из СМИ, причем среди тех, кто сдавал ЕГЭ лично, эта доля выше – 61%. Противоположной точки зрения придерживается 41% опрошенных.

Мнения об объективности процедуры оценки ЕГЭ и традиционного экзамена разделились: 46% согласны с тем, что проверка ЕГЭ независимыми экспертами повышает объективность оценки, в сравнении с экзаменом в прежней форме у «своего» учителя, столько же респондентов (46%) эту позицию не разделяют. Однако те, кто сдавал ЕГЭ лично, чаще выражают мнение о повышении качества оценки знаний (62%).

По сравнению с прошлой формой сдачи выпускных экзаменов, информированные о ЕГЭ участники опроса видят ряд достоинств современной системы: не нужно сдавать экзамены в вузе (17%), результаты можно подать сразу в несколько вузов (13%), а также отмечают глубокую проверку знаний учащихся (12%), простоту и объективность экзамена (по 8%). Главными недостатками ЕГЭ опрошенные называют зубрежку при подготовке и отсутствие творчества (21%), высокую психологическую нагрузку на школьников (11%), а также тестовую систему (10%).

Подготовка к ЕГЭ, со слов бывших выпускников, а также родителей школьников, которые сдавали экзамен или готовятся к нему, проходила как самостоятельно, так и с чьей-либо помощью: самостоятельно в рамках школьных занятий готовились к экзамену 44%, с репетитором или на специализированных курсах - 42%. К дополнительной помощи школьных педагогов прибегала треть опрошенных (31%), использовали материалы Открытого банка заданий ЕГЭ и других бесплатных интернет-ресурсов четверть (27%).

Если бы выпускной экзамен проходил в традиционной форме, то подготовка к нему проходила бы так же, как и к ЕГЭ – считают 48% опрошенных, которые сдавали ЕГЭ сами, и чьи дети сдавали или готовятся к его сдаче. В то же время 30% респондентов думают, что традиционный экзамен потребовал бы большей подготовки.

Меры контроля за проведением выпускных экзаменов, такие как камеры видеонаблюдения, запрет на использование мобильных устройств, поддерживают 57% участников опроса, против высказываются 34%. В том, насколько текущая процедура сдачи и проверки работ участников ЕГЭ позволяет избежать нарушений - утечку заданий, помощь со стороны организаторов экзамена, списывание - мнения респондентов расходятся: 45% считают, что она позволяет их избежать, а 43% придерживаются обратного мнения.



29.04.2019

Одиннадцатиклассник из Вологодского многопрофильного лицея Михаил Матвеев стал одним из золотых призеров Международной Менделеевской олимпиады по химии.

Олимпиада проходила уже в 53-й раз в Санкт-Петербурге. В этом году в ней участвовали 152 школьника из 29 стран мира. Олимпиада состояла из трех туров: двух теоретических и экспериментального. Последний длился пять часов и включал работу в химической лаборатории. Всего за три тура участник мог набрать максимум 230 баллов. Как отмечают эксперты, сделать это даже одаренным школьникам далеко не просто.

Первое и второе места завоевали одиннадцатиклассники из Москвы. Третье досталось школьнику из Украины. А четвертое место занял наш Михаил Матвеев. Всего российские химики взяли семь золотых медалей из 15 возможных. Статистика по «золоту» распределилась следующим образом: Россия - семь медалей, Румыния - три, Белоруссия, Болгария, Литва, Узбекистан и Украина - по одной, сообщает «Российская газета».

Источник - http://www.vologdaregion.ru/news/2019/4/28/vologodskiy-liceist-vzyal-zolotona-mezhdunarodnoy-olimpia...


16.04.2019
Всероссийские проверочные работы (ВПР) по истории в 5 классах, биологии в 6 классах, географии в 7 классах и иностранным языкам в 11 классах проходят 16 апреля.

ВПР по истории в 5 классах проводится в 2019 году в штатном режиме, участие в ней принимают почти 37 тысяч школ из всех регионов России.

На выполнение ВПР по истории дается 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Первая часть работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложены задания по истории родного края. В рамках ВПР проверяется умение работать с иллюстративным материалом, с текстовыми историческими источниками, знание исторической терминологии и исторических фактов, умение излагать исторический материал в виде последовательного связного текста, работать с исторической картой. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.

Проверочная работа по биологии для 6 классов также проходит в штатном режиме. Ее проведут около 36,8 тысячи школ.

Проверочная работа состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач. На ее выполнение отводится 45 минут. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. Задания ВПР по биологии проверяют умение работать с изображениями биологических объектов, научными приборами, графиками, схемами, таблицами. Школьникам предлагается восстановить текст биологического содержания, вставив в него пропущенные термины. В работе проверяется умение учащихся формулировать гипотезу биологического эксперимента, оценивать полученные результаты и делать обоснованные выводы, использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

ВПР по географии в 7 классах проходит в 2019 году впервые в режиме апробации. Ее проведут добровольно почти 19 тысяч школ из всех регионов России.

На выполнение работы по географии дается 90 минут. Работа включает в себя 8 заданий, проверяющих умение работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, схемами, таблицами, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом).

Проверочная работа по иностранным языкам в 11 классах также проводится по решению школы. ВПР по английскому языку проведут почти 12 тысяч школ, по немецкому языку – более 2 тысяч школ, по французскому языку – 313 школ.

Работа включает в себя письменную и устную части. Устная часть выполняется в компьютеризированной форме в специально оборудованной для этого аудитории после завершения выполнения письменной части.

Письменная часть работы состоит из 18 заданий. Устная часть работы содержит 2 задания, каждое из которых предполагает свободный ответ. В первом задании требуется прочесть вслух фрагмент текста; во втором задании – описать фотографию. Второе задание является альтернативным: выпускник должен выбрать одну из трех предложенных фотографий и выполнить задание только относительно этой фотографии.

Справочно:

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Это итоговые контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания.

ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне.

Результаты могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. Итоги ВПР не влияют на получение аттестата. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности школ, учителей, муниципальных и региональных органов управления образованием.

В 2019 году ВПР проходят для учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 11-х классов. Общее количество школьников, которым предстоит написать ВПР, превысит 5 миллионов.



Новости 1 - 20 из 201
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец



НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Логотип

160012, г. Вологда, ул. Козленская, д. 114

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на depobr.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@gov35.ru