Государственная итоговая аттестация x

Обзор СМИ






07.06.2019
В четверг 6 июня в Санкт-Петербурге начал работу Петербургский международный экономический форум. По традиции на мероприятие съехались представители деловых кругов страны, чиновники, представители СМИ. Мы выяснили, как они относятся к Единому Государственному Экзамену, результаты которого сейчас больше всего волнуют выпускников и их родителей. Александр  Жуков, Константин Эрнст, Олег Тиньков, Вагит Алекперов, Наталья Тимакова и другие значимые персоны поделились своим мнением по поводу ЕГЭ.

04.06.2019

«В одиночку такую акцию не провести»

Едва успев начаться, кампания ЕГЭ-2019 оказалась под прицелом хакеров. Да еще под каким! 31 мая и 1 июня прошли массированные DDoS-атаки на интернет-ресурсы Рособрнадзора, по оценке специалистов, качественно отличающиеся от предшествующих. О том, как это было, «МК» из первых рук узнал в Федеральном центре тестирования. Тем временем эксперты поделились своими версиями о глубинных причинах, стоящих за внешней стороной дела.

На выходных стало известно: в течение двух дней хакеры атаковали интернет-ресурсы Рособрнадзора, стремясь нарушить работу сайта при помощи DDoS-атак — непрестанной отправки огромного количества запросов, своей массой блокирующих доступ к этим ресурсам и тем самым препятствующих их работе в штатном режиме.

- 31 мая была зафиксирована DDoS-атака, целью которой стали информационные ресурсы ФИПИ, а 1 июня прошла более массированная атака - на автоматизированные сервисы ЕГЭ, - рассказал «МК» о деталях замдиректора Федерального центра тестирования Станислав Афанасьев. - Атаки начались около 06.30 утра и продолжались около 4 часов.

Правда, хакерские атаки на ЕГЭ случались и раньше. Однако нынешняя вышла особой: «Мощность атаки составила более 6 Гбит в секунду. При этом если предыдущие хакерские атаки были в основном связаны с видеонаблюдением и порталом «Смотри ЕГЭ», то нынешняя была более точечной и нацеливалась сервисы Федерального института педагогических измерений и Федерального центра тестирования»,- уточнил Афанасьев.

Примечательно, что злоумышленники, по его словам, «подошли к делу изобретательно и искали уязвимые места в нашей обороне, а задействованные ими ресурсы были достаточно значимыми. Мы четко понимаем, что это была распределенная атака: было задействовано много ресурсов по всему миру как в России, так и за рубежом. Организаторы подготовились основательно: сетевые адреса, задействованные ими, чтобы осуществить акцию, надо было получить в свое распоряжение — арендовать или уже иметь. Таким образом, ресурсы, что называется, были ими подтянуты».

Впрочем, атаку, по его словам, «мы смогли отбить: остановок в работе значимых ресурсов не было, и атака не повлияла на обработку результатов прошедшего единого государственного экзамена».

В целом же «есть несколько методов борьбы с DDoS-атаками, и многие из них мы применяем. Что касается последней атаки, то для нас она стала сигналом. Мы мобилизовали как стандартные методики борьбы с атаками, так и задействовали альтернативные возможности. Если будет массированная атака, мы обеспечим непрерывность всех процессов и каналов доведения информации».

Эксперты-технари с предположением чиновника, что за последней DDoS-атакой стоят не психи или хулиганы-одиночки, а организованные силы, полностью согласны:

- В одиночку такую акцию не провести,- заверил «МК» специалист-айтишник Роман Перфилов. - 6 Гбит в секунду — это очень быстро! Для такой скорости нужно, чтобы человек сидел на магистрали трафика или, на профессиональном сленге - «на стволе». Все, что быстрее 1 Гбит — это точно группа! Люди явно написали программу, и с разных точек стали подавать запросы на сервер, выбранный как мишень для атаки.

Обычно это делается, когда хотят «завалить» какой-то сайт или структуру — как правило, государственную. Цель — вывести их на какое-то время из рабочего состояния. Ну а мотивы могут быть самыми разными — от чисто хулиганских до сугубо корыстных. Вопрос денег тут очень даже возможен!

В попытке докопаться до причин регулярных — и все ужесточающихся — нападок хакеров на ресурсы и сервисы ЕГЭ вопрос денег, действительно, приходит на ум одним из первых. Каждый год Рособрнадзор загодя предупреждает участников экзаменов: не покупайте якобы «верных» заданий ЕГЭ! Не ведитесь на якобы «верные» интернет-утечки! А ведь это — рынок, притом немалый. И потери в заработках вполне могли спровоцировать его участников на поощрение хакеров, пытающихся «сломать» ЕГЭ.

Можно предположить и другие способы нелегально нажиться на временном выводе из строя официальных сервисов ЕГЭ — например, «толкнуть» на пару дней раньше результаты экзаменов. И все они тоже в выигрыше.

- Мы очень мало знаем про «серую», хакерскую зону интернета. Так что там может быть все, что угодно,- заявила «МК» директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России Татьяна Клячко.- Если хакерам пообещали значительные деньги за то, чтобы в интересах нелегального ранка «положить» ресурсы ЕГЭ, они легко могут это сделать. Для них вопрос не в том, ЕГЭ это или не ЕГЭ, а в том, чтобы им заплатили определенную сумму.

Кстати, столь же охотно, по мнению Клячко, те же хакеры подрядятся «завалить» ЕГЭ, если им заплатят оппоненты этой процедуры: «Недовольство едиными госэкзаменами в обществе по-прежнему есть, - подчеркнула она.- Так что желание дискредитировать этот инструмент также не стоит сбрасывать со счетов».

Наконец, не стоит исключать и желание дискредитировать государство или как минимум орган государственной власти в лице Минпросвета с Рособрнадзором.

- Я не исключаю, что это был удар по престижу государства, стремление показать его слабость,- поделился с «МК» депутат Государственной Думы Михаил Берулава. - Уж больно серьезной оказалась атака!

Действительно, при всех продолжающихся у нас спорах о ЕГЭ, несомненны две момента. Во-первых, данная модель итоговых испытаний прочно заняла свое место в системе образования нашей страны. Во-вторых, ее многолетнее усовершенствование сделало ее максимально открытой и прозрачной. Ведь как ни относись к единым госэкзаменам как таковым, а исключение человеческого фактора из доставки в оба конца экзаменационных материалов или, скажем, открытая публикация результатов практически свели на нет риск злоупотреблений, еще недавно процветавших на ниве выпускных и вступительных экзаменов. Ну а это крушит рынок «черных» и «серых» околообразовательных услуг. И тому это, понятно, не в радость.


22.05.2019
МОСКВА, 22 мая 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, как россияне думают о системе ЕГЭ в целом, как готовятся к выпускному экзамену.

Роль ЕГЭ как экзамена, дающего способным школьникам из разных регионов страны равные шансы на поступление в хорошие вузы, отмечают 54% респондентов, которые знают о ЕГЭ из собственного опыта или из СМИ, причем среди тех, кто сдавал ЕГЭ лично, эта доля выше – 61%. Противоположной точки зрения придерживается 41% опрошенных.

Мнения об объективности процедуры оценки ЕГЭ и традиционного экзамена разделились: 46% согласны с тем, что проверка ЕГЭ независимыми экспертами повышает объективность оценки, в сравнении с экзаменом в прежней форме у «своего» учителя, столько же респондентов (46%) эту позицию не разделяют. Однако те, кто сдавал ЕГЭ лично, чаще выражают мнение о повышении качества оценки знаний (62%).

По сравнению с прошлой формой сдачи выпускных экзаменов, информированные о ЕГЭ участники опроса видят ряд достоинств современной системы: не нужно сдавать экзамены в вузе (17%), результаты можно подать сразу в несколько вузов (13%), а также отмечают глубокую проверку знаний учащихся (12%), простоту и объективность экзамена (по 8%). Главными недостатками ЕГЭ опрошенные называют зубрежку при подготовке и отсутствие творчества (21%), высокую психологическую нагрузку на школьников (11%), а также тестовую систему (10%).

Подготовка к ЕГЭ, со слов бывших выпускников, а также родителей школьников, которые сдавали экзамен или готовятся к нему, проходила как самостоятельно, так и с чьей-либо помощью: самостоятельно в рамках школьных занятий готовились к экзамену 44%, с репетитором или на специализированных курсах - 42%. К дополнительной помощи школьных педагогов прибегала треть опрошенных (31%), использовали материалы Открытого банка заданий ЕГЭ и других бесплатных интернет-ресурсов четверть (27%).

Если бы выпускной экзамен проходил в традиционной форме, то подготовка к нему проходила бы так же, как и к ЕГЭ – считают 48% опрошенных, которые сдавали ЕГЭ сами, и чьи дети сдавали или готовятся к его сдаче. В то же время 30% респондентов думают, что традиционный экзамен потребовал бы большей подготовки.

Меры контроля за проведением выпускных экзаменов, такие как камеры видеонаблюдения, запрет на использование мобильных устройств, поддерживают 57% участников опроса, против высказываются 34%. В том, насколько текущая процедура сдачи и проверки работ участников ЕГЭ позволяет избежать нарушений - утечку заданий, помощь со стороны организаторов экзамена, списывание - мнения респондентов расходятся: 45% считают, что она позволяет их избежать, а 43% придерживаются обратного мнения.



29.04.2019

Одиннадцатиклассник из Вологодского многопрофильного лицея Михаил Матвеев стал одним из золотых призеров Международной Менделеевской олимпиады по химии.

Олимпиада проходила уже в 53-й раз в Санкт-Петербурге. В этом году в ней участвовали 152 школьника из 29 стран мира. Олимпиада состояла из трех туров: двух теоретических и экспериментального. Последний длился пять часов и включал работу в химической лаборатории. Всего за три тура участник мог набрать максимум 230 баллов. Как отмечают эксперты, сделать это даже одаренным школьникам далеко не просто.

Первое и второе места завоевали одиннадцатиклассники из Москвы. Третье досталось школьнику из Украины. А четвертое место занял наш Михаил Матвеев. Всего российские химики взяли семь золотых медалей из 15 возможных. Статистика по «золоту» распределилась следующим образом: Россия - семь медалей, Румыния - три, Белоруссия, Болгария, Литва, Узбекистан и Украина - по одной, сообщает «Российская газета».

Источник - http://www.vologdaregion.ru/news/2019/4/28/vologodskiy-liceist-vzyal-zolotona-mezhdunarodnoy-olimpia...


16.04.2019
Всероссийские проверочные работы (ВПР) по истории в 5 классах, биологии в 6 классах, географии в 7 классах и иностранным языкам в 11 классах проходят 16 апреля.

ВПР по истории в 5 классах проводится в 2019 году в штатном режиме, участие в ней принимают почти 37 тысяч школ из всех регионов России.

На выполнение ВПР по истории дается 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Первая часть работы содержит задания по истории Древнего мира, в части 2 предложены задания по истории родного края. В рамках ВПР проверяется умение работать с иллюстративным материалом, с текстовыми историческими источниками, знание исторической терминологии и исторических фактов, умение излагать исторический материал в виде последовательного связного текста, работать с исторической картой. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.

Проверочная работа по биологии для 6 классов также проходит в штатном режиме. Ее проведут около 36,8 тысячи школ.

Проверочная работа состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач. На ее выполнение отводится 45 минут. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. Задания ВПР по биологии проверяют умение работать с изображениями биологических объектов, научными приборами, графиками, схемами, таблицами. Школьникам предлагается восстановить текст биологического содержания, вставив в него пропущенные термины. В работе проверяется умение учащихся формулировать гипотезу биологического эксперимента, оценивать полученные результаты и делать обоснованные выводы, использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

ВПР по географии в 7 классах проходит в 2019 году впервые в режиме апробации. Ее проведут добровольно почти 19 тысяч школ из всех регионов России.

На выполнение работы по географии дается 90 минут. Работа включает в себя 8 заданий, проверяющих умение работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, схемами, таблицами, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом).

Проверочная работа по иностранным языкам в 11 классах также проводится по решению школы. ВПР по английскому языку проведут почти 12 тысяч школ, по немецкому языку – более 2 тысяч школ, по французскому языку – 313 школ.

Работа включает в себя письменную и устную части. Устная часть выполняется в компьютеризированной форме в специально оборудованной для этого аудитории после завершения выполнения письменной части.

Письменная часть работы состоит из 18 заданий. Устная часть работы содержит 2 задания, каждое из которых предполагает свободный ответ. В первом задании требуется прочесть вслух фрагмент текста; во втором задании – описать фотографию. Второе задание является альтернативным: выпускник должен выбрать одну из трех предложенных фотографий и выполнить задание только относительно этой фотографии.

Справочно:

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Это итоговые контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания.

ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне.

Результаты могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. Итоги ВПР не влияют на получение аттестата. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности школ, учителей, муниципальных и региональных органов управления образованием.

В 2019 году ВПР проходят для учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 11-х классов. Общее количество школьников, которым предстоит написать ВПР, превысит 5 миллионов.




16.04.2019
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте проекты демоверсий перспективных контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку, математике, литературе, английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам. Демоверсии по остальным семи предметам, сдаваемым в форме ОГЭ, были опубликованы в октябре 2018 года.

Российские школы с 2011 года постепенно переходят на работу по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) основного общего образования. В 2020 году сдавать ОГЭ предстоит выпускникам 9 классов, которые с 5 по 9 класс обучались на основе ФГОС, а в 2022 году им предстоит сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ). Это потребует внесения корректив в экзаменационные модели ОГЭ и ЕГЭ.

В 2018 году ФИПИ начал разработку перспективных материалов для государственной итоговой аттестации на основе ФГОС. В экзаменационную кампанию текущего года эти модели использоваться не будут.

Главное отличие в оценивании на основе ФГОС – акцент на применение знаний для решения различных познавательных, практических и коммуникативных задач. В фокусе будет находиться определенный спектр умений, способов познавательной деятельности, приобретенных школьниками, а не просто овладение определенным объемом учебного материала. Это требует разработки новых моделей заданий и концептуального изменения экзаменационных моделей.

ФИПИ приглашает экспертное и профессиональное сообщества принять участие в обсуждении опубликованных проектов экзаменационных материалов. Все замечания и предложения принимаются на электронный адрес: fipi@fipi.ru

В 2019 году будет проведена широкомасштабная апробация доработанных моделей КИМ ОГЭ. В 2019-2021 годах будут разработаны и апробированы перспективные модели КИМ ЕГЭ на основе ФГОС среднего общего образования.

09.04.2019
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 8-12 апреля проводит национальное исследование качества образования (НИКО) по физкультуре в 6 и 10 классах. 
В исследовании примут участие около 26,5 тысячи обучающихся из 315 школ 31 региона, в том числе около 17 тысяч шестиклассников и около 9,5 тысяч учащихся 10 классов. 

«Такое исследование проводится впервые в нашей стране. Его цель – оценить, как преподается физкультура в школах Российской Федерации, что нужно улучшить в преподавании», - рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. 

Во второй день проведения исследования он посетил «Пушкинскую школу №1500» в Москве, где пообщался с шестиклассниками, участвующими в исследовании, и их преподавателями. Школьники выполнили такие гимнастические элементы, как кувырок вперед, упор лежа и стойка на лопатках, а также продемонстрировали свои навыки игры в бадминтон. Вместе с ними взялся за ракетку и провел несколько розыгрышей волана Сергей Кравцов. Ребята поделились успехами в выполнении предложенных им заданий и рассказали, какими видами спорта увлекаются. 

В НИКО по физкультуре участвуют обучающиеся, которые относятся к основной медицинской группе для занятий физической культурой, имеющие допуск врача. Исследование проводится в спортивном зале с использованием стандартного оборудования и инвентаря и в присутствии медицинского работника.  

НИКО носит практический характер и предполагает выполнение каждым обучающимся набора упражнений, демонстрирующих развитие основных групп мышц, гибкость, координацию и равновесие, умение выполнять технические действия из базовых игровых видов спорта (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и другие). 

Каждый участник исследования должен пройти анкетирование и выполнить четыре задания, демонстрирующих владение игровыми видами спорта, гимнастику с элементами акробатики, технику выполнения упражнений из комплекса ГТО и общую физическую подготовку. 

Исследование не предусматривает выполнения нормативов, все упражнения выполняются в «зоне комфорта» и не требуют специальной физической подготовки. Каждому участнику предоставляется возможность выбора упражнений из предлагаемого набора в соответствии с его предпочтениями. 

Выполнение заданий в каждом классе оценивают не менее двух экспертов, в качестве которых выступают учителя физкультуры, имеющие опыт преподавания данного предмета не менее трех лет. 

В ходе анкетирования участники исследования отвечают на вопросы о своих увлечениях и досуге: какие предметы им нравятся, как они предпочитают проводить свободное время, много ли времени проводят в Интернете, занимаются ли спортом вне школы и как часто, какую профессию планируют для себя избрать в будущем. 

Результаты исследования планируется подвести в конце мая 2019 года. 

СПРАВОЧНО: 

Национальные исследования качества образования (НИКО) - общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора. Исследования проводятся на выборке школ из различных субъектов РФ по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования и включают в себя проведение диагностической работы и анкетирование.  

В рамках НИКО уже были проведены мониторинговые исследования: 

качества математического образования в 5, 6 и 7 классах (октябрь 2014 г.); качества начального образования по русскому языку, математике и окружающему миру в 4 классе (апрель 2015 г.); качества образования в области информационных технологий в 8 и 9 классах (октябрь 2015 г.); качества образования по истории и обществознанию в 6 и 8 классах (апрель 2016 г.); качества образования по иностранным языкам в 5 и 8 классах (октябрь 2016 г.); качества образования по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в 6, 8 и 9 классах (апрель 2017 г.); качества образования по химии и биологии в 10 классах (октябрь 2017 г.); качества образования по литературе и мировой художественной культуре в 6 и 8 классах (апрель 2018 г.); качества образования по географии в 7 и 10 классах (октябрь 2018 г.). 

С результатами проведенных исследований можно ознакомиться на портале НИКО.



04.04.2019
Проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) 2019 года продолжают 4 апреля проверочные работы по обществознанию для учащихся 7 классов и биологии для 11 классов.

ВПР по обществознанию для 7 классов проводится в этом году впервые, она не является обязательной и проводится по решению школы. В данной ВПР участвуют более 21 тысячи школ из всех регионов России.

Работа включает в себя девять заданий, на выполнение которых отводится 45 минут. Задания ВПР охватывают различные аспекты содержания базовых социальных ролей (гражданина, потребителя, работника, члена семьи), а также основы межличностных отношений и особенности поведения человека в современной информационной среде.

Участие школ в ВПР по биологии для 11 классов также является добровольным. Ее проведут около 13,5 тысяч школ из всех регионов сраны. Работа предназначена для выпускников, не выбравших биологию для сдачи в форме ЕГЭ.

Работа состоит из 14 заданий разного уровня сложности, на ее выполнение отводится 1,5 часа (90 минут). ВПР по биологии проверяет, прежде всего, освоение учеником базового курса предмета, умение решать элементарные задачи и объяснять биологические процессы и явления. Проверочная работа охватывает такие разделы курса биологии как «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Биология как наука. Методы научного познания», «Организм человека и его здоровье».

Справочно:

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Это итоговые контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания.

ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне.

Результаты могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. Итоги ВПР не влияют на получение аттестата. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности школ, учителей, муниципальных и региональных органов управления образованием.

В 2019 году ВПР проходят для учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 11-х классов. Общее количество школьников, которым предстоит написать ВПР, превысит 5 миллионов.

02.04.2019
В Череповце в этом году только два выпускника сдают ЕГЭ в досрочный период. Это игроки «Северянки» Варвара Шепелева и Александра Борисова, обе девушки учатся в школе № 22.

В июне, когда остальные одиннадцатиклассники будут сдавать ЕГЭ, Варвара и Александра поедут на сборы перед чемпионатом мира среди волейболисток моложе 20 лет. Сам чемпионат пройдет в Мексике в июле.

«Я уже сдала русский, математику и биологию. 3 апреля буду сдавать обществознание. В выходные мы были в Туле на полуфинале чемпионата России. Конечно, тяжело сдавать ЕГЭ на два месяца раньше, чем остальные, но мы готовились с учителями, ходили на консультации. С 8 июня в Москве начнутся сборы, в июле чемпионат мира в Мексике. Увлекаюсь волейболом с первого класса, я из Великого Новгорода, в Череповце примерено шесть лет. С детства хотела связать жизнь со спортом. Такая удача подвернулась, была возможность приехать Череповец, заниматься здесь, продвинуться в карьере. После школы собираюсь в ЧГУ на физкультурный», — поделилась Александра Борисова.

В Череповце в этом году ЕГЭ сдадут 1789 человек, 1515 из них — выпускники 11 классов. Экзаменационные пункты будут работать в девяти школах, еще один — дома у ребенка-инвалида. Во всех пунктах будет организовано онлайн-видеонаблюдение.

«ЕГЭ проводится по 15 предметам. Для аттестата нужно сдать русский и математику, другие предметы — на добровольной основе. Самые популярные по выбору — обществознание, физика и биология. Один выпускник из школы № 40 выбрал китайский язык, это впервые. Как и раньше, ЕГЭ по математике проводится в двух уровнях. Но с этого года выбрать выпускник может только один — либо базовый, либо профильный», — рассказала заместитель начальника управления образования Мария Барабанова.

С 8 апреля управление образования начнет принимать заявки от общественных наблюдателей. Ежегодно за проведением экзамена в Череповце следят около 300 взрослых.



Источник: https://cherinfo.ru/news/100580-v-cerepovce-dve-volejbolistki-severanki-sdadut-ege-dosrocno-iz-za-ce...

28.03.2019
Одиннадцатиклассница школы № 10 Мария Орлова стала призером всероссийской олимпиады Национальной технологической инициативы. Школьница показала высокие результаты в профилях «Геномное редактирование» и «Наносистемы и наноинженерия». Также в составе команды Мария завоевала первое место в направлении «Наносистемы и наноинженерия».

«На нанотехнологиях нужно было произвести синтез квантовых точек синего, зеленого и красного цветов, а затем на основе этих точек сделать пять матриц. Были еще вопросы по синтезу. В команде нас было двое — мальчик из Санкт-Петербурга и я. Он стал победителем, а я — призером, а в командном зачете мы заняли первое место. На геномном редактировании нужно было определить, какая мутация внесена в ДНК. Команду разделили на две части: одни обрабатывали информацию, другие работали в лаборатории. Такие задания в школе мы не решаем, у нас даже оборудования такого нет. Ориентировались на месте. Все пошло хорошо, были методики, по которым выполнялась работа. После школы я планирую поступать в московский мединститут на стоматологию или лечебное дело», — поделилась Мария Орлова.

В этом году призером олимпиады НТИ в профиле «Технологии беспроводной связи» также стала одиннадцатиклассница школы № 11 Кристина Кляич.

В начале апреля в Санкт-Петербурге пройдет состязание по направлению «Передовые производственные технологии». Череповец представит команда технопарка «Кванториум».

Олимпиада НТИ — инженерные соревнования для школьников 8—11 классов, которые проводятся в России с 2015 года. Олимпиада проходит по 19 профилям. Организаторами выступают кружковое движение НТИ, Российская венчурная компания. Агентство стратегических инициатив, ряд ведущих инженерно-технических вузов, технологических компаний и стартапов.



Источник: https://cherinfo.ru/news/100470-cerepoveckaa-skolnica-pobedila-na-vserossijskoj-olimpiade-po-nanoinz...

26.03.2019
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и Московский центр качества образования (МЦКО) провели очные семинары, в которых приняли участие более 1 тысячи председателей и заместителей председателей предметных комиссий из 82 субъектов РФ. Семинары были организованы для обеспечения единых согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ЕГЭ-2019.

В ходе семинаров руководители предметных комиссий познакомились с актуальными вопросам развития контрольных измерительных материалов, организации и проведения государственной итоговой аттестации.

Директор ФИПИ Оксана Решетникова рассказала о перспективных направлениях развития экзаменационных моделей государственной итоговой аттестации на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

«Уже сейчас в контрольных измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ есть задания, основанные на системно-деятельностном и компетентностном подходах. В разрабатываемых перспективных моделях измерительных материалов практикоориентированная составляющая учебных предметов будет реализована в еще большей степени», - рассказала она. В настоящее время ФИПИ проводит широкомасштабную апробацию перспективных моделей КИМ ОГЭ на основе ФГОС.

Заместитель директора ФИПИ Ольга Котова остановилась на ключевых аспектах, требующих внимания при организации проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ. «Необходимо детально согласовывать на уровне предметной комиссии подходы к оцениванию работ, строго соблюдая установленные Рособрнадзором критерии оценивания», - отметила она.

Также участники семинаров познакомились с тем, как организовано консультирование экспертов предметной комиссии по вопросам проверки работ, как должен вестись контроль за ходом проверки со стороны председателя комиссии, как осуществляется взаимодействие предметной комиссии с региональным центром обработки информации (РЦОИ) на разных этапах проведения ЕГЭ и анализа результатов.

Заместитель начальника Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Нино Бугулова рассказала об изменениях в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, которые были приняты в конце 2018 года.

Предметные секции провели руководители и члены комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ. В рамках семинаров был представлен опыт конкретных предметных комиссий субъектов РФ и проведено обсуждение экзаменационных работ участников ЕГЭ 2018 года, вызвавших затруднения в оценивании.

Справочно:

Предметная комиссия создаётся в каждом субъекте РФ по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, для проверки заданий с развернутым ответом в экзаменационных работах участников.


26.03.2019
Выпускник Хохловской школы Кадуйского района Сергей Матасарь стал полуфиналистом Всероссийской гуманитарной телеолимпиады «Умники и умницы» в Москве. Об этом сообщил Губернатор области Олег Кувшинников на своей страничке в «ВКонтакте».
«Свою эрудицию Сергей Матасарь показал еще в прошлом году на олимпиаде «Умники и умницы Вологодчины». Для выхода на федеральный уровень проекта ему чуть-чуть не хватило баллов. Я видел и вижу его потенциал, поэтому воспользовался своим правом выбрать одного из финалистов», – отметил Олег Кувшинников.
Программа с участием вологжанина вышла в эфир Первого канала 23 марта. Ребята демонстрировали свои знания по теме «Лики Французской революции». Вологжанину выпал вопрос об издании-защитнике Конституции, и он абсолютно верно ответил: «Робеспьер». Теперь юноша будет бороться за победу в полуфинале.
Эфир с участием вологодского школьника в программе «Умники и умницы» можно посмотреть здесь.

22.03.2019
Проект методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся опубликован Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для общественного обсуждения.

Методология была разработана в рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национального проекта «Образование».

Качество образования является стратегическим приоритетом для России. Термин «качество образования» нормативно закреплен в «Законе об образовании», а вхождение России десятку ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития страны на ближайшие несколько лет.

Одним из ключевых показателей национального проекта «Образование» является «Средневзвешенное место Российской Федерации в группе международных исследований», которое рассчитывается на основе данных исследований PIRLS, TIMSS и PISA. В опубликованной методологии описаны процедуры, сроки и способы расчета этого показателя на основе данных исследований качества образования, проводимых в субъектах РФ по моделям этих трех международных исследований.

Замечания и предложения по проекту методологии принимаются на электронную почту: metod@fioco.ru до 29 марта 2019 года.

19.03.2019
Одиннадцатиклассница школы № 11 Кристина Кляич стала призером всероссийской олимпиады Национальной технологической инициативы (НТИ). Школьница участвовала в профиле «Технологии беспроводной связи».

Финальный этап состязания проходил в Иркутске. Около ста школьников из разных городов решали задания по таким направлениям, как «Интеллектуальные энергетические системы», «Технологии беспроводной связи» и «Дополненная реальность».

«Заданий было пять: коды Хэмминга и их декодировка; слежение за спутником при помощи радара; кодирование и декодирование информации, то есть были помехи в канале связи между радаром и спутником, нам «портили» этот код, и мы все исправляли и получали достоверные данные. Четвертое задание — вычисление орбиты спутника, радиуса. Пятая задача — передача снимков со спутника, обнаружение новых кратеров на этом спутнике. В школе такие задачи не решаем, это совершенно другой уровень, можно сказать, вузовский. Мы готовились дополнительно к олимпиаде с нашим учителем информатики Ольгой Смирновой, — рассказывает Кристина Кляич. — Сама олимпиада проходит в три этапа. Первый — отборочный, когда высылают индивидуальные задания по профильным предметам. Второй этап — командная работа в профилях, мы собрали команду из трех человек — моя одноклассница Арина Коваленко, десятиклассник Максим Федосов и я. После этого отбирали шесть лучших команд по всей России по нашему профилю, которые и были приглашены на финал в Иркутск».

Олимпиада НТИ — инженерные соревнования для школьников 8—11 классов, которые проводятся в России с 2015 года. Победители олимпиады получают 100 баллов ЕГЭ по одному из профильных предметов (физика, химия, математика, биология, информатика) при поступлении в вузы-партнеры. Призеры получают 10 баллов в портфолио и другие привилегии при поступлении в вузы — партнеры олимпиады.

Источник: https://cherinfo.ru/news/100266-cerepoveckaa-skolnica..

#новости_cherinfo

28.02.2019
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела Всероссийское совещание с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования «Перспективы интеграции контрольно-надзорной деятельности и единой системы оценки качества образования». Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал в Туле об актуальных задачах, которые предстоит решать в этой сфере в ближайшие годы, более чем 600 участникам совещания из всех регионов России. 
Он напомнил, что в России выстраивается единая система оценки качества образования, вводятся в штатный режим всероссийские проверочные работы, единый государственный экзамен проходит объективно и планомерно совершенствуется. 

«Мы переходим на риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Оценка качества образования будет заложена в новых механизмах контрольно-надзорной деятельности в системе образования. Мы эту интеграцию должны обеспечить», - сказал Сергей Кравцов. 

По его словам, проверять необходимо те школы, которые показывают низкие или необъективные результаты. При этом при проверках будут больше проверяться не столько формальные показатели, сколько реальные знания учеников. «Мы должны выявлять те проблемы, которые есть у школ, и выстраивать систему методической поддержки и повышения квалификации педагогов, чтобы помочь конкретной школе», - заявил руководитель Рособрнадзора. 

Он рассказал, что Рособрнадзор продолжит работу по созданию объективных механизмов оценки предметных и методических компетенций учителей. Еще одним актуальным направлением работы Рособрнадзора и Министерства просвещения РФ станет оценка компетенций директоров школ и выработка прозрачных критериев отбора кандидатов на эту должность. «Важно, чтобы директор был профессионалом, понимал и выполнял предъявляемые к нему требования. Если будут понятные и прозрачные критерии назначения директоров школ, проблемы связанные с их компетентностью минимизируются», - сказал Сергей Кравцов. 

По словам руководителя Рособрнадзора, в числе ближайших задач, которые предстоит решать – обеспечение объективности процедур проведения всероссийских проверочных работ и государственной итоговой аттестации после 9 классов. Также, по его словам, в ближайшие годы предстоит большая работа по оценке качества среднего профессионального образования. Работа организаций СПО должна оцениваться в увязке с потребностями региональных рынков труда. 

В числе перспективных направлений работы Сергей Кравцов также назвал оценку эффективности воспитательной работы в школах, разработку методов оценки «мягких навыков», таких как креативность или умение работать в команде, создание центров аналитической работы с результатами всех оценочных процедур в образовании. 

Руководитель Рособрнадзора напомнил региональным министрам образования об их персональной ответственности за организацию проведения ЕГЭ. По его словам, эта работа не должна страдать и отодвигаться на второй план из-за новых задач и проектов. 

Участников пленарного заседания приветствовал губернатор Тульской области Алексей Дюмин, который рассказал о развитии системы образования в регионе. «Наша основная задача – повышение качества образования. И в связи с этим – повышение эффективности всех оценочных процедур», - сказал губернатор.



15.02.2019
Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», инициатором которой выступает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, в течение февраля пройдет во всех регионах России. Уже сегодня, 15 февраля, госэкзамен сдают родители из Мурманской области. О своем участии заявили несколько глав регионов, среди них главы Республики Ингушетия, Астраханской, Иркутской, Тюменской, Амурской, Нижегородской, Омской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов вместе с московскими родителями сдаст ЕГЭ 26 февраля в одной из столичных школ. В этот же день пункты проведения экзаменов откроются для взрослых в 50 регионах.

Ожидается участие председателя правительства Республики Ингушетия Зялимхана Евлоева, мэра Калининграда Алексея Силанова, председателя Вологодской территориальной общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Светланы Павлушковой, уполномоченного по правам ребенка Рязанской области Екатерины Мухиной, совета отцов Санкт-Петербурга, художественного руководителя камерного драматического театра Бориса Голодницкого, призера Олимпийских игр-2004 Глеба Писаревского. Сразу несколько региональных министров социального блока Рязанской и Тульской областей примут участие в Акции. Традиционно в каждом регионе вместе с родителями ЕГЭ сдают министры образования.

Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» в 2019 году проходит в третий раз. Впервые она состоялась в феврале 2017 года. В первый день, 7 февраля, к ней присоединились более трех тысяч родителей из 50 регионов России.

В 2018 году старт акции 19 февраля дали руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и глава Республики Крым Сергей Аксёнов. Проведение акции в Крыму помогло жителям полуострова ближе познакомиться с процедурой ЕГЭ. С 2018-2019 учебного года государственная итоговая аттестация стала обязательной для всех выпускников Крыма и Севастополя. В прошлом году к Акции присоединились все субъекты РФ.

14.02.2019

С приближением весны подготовка абитуриентов к единому госэкзамену выходит на финишную прямую. Правда ли, что ЕГЭ не отражает творческие способности ученика? Можно ли в сочинениях и эссе подвергать критике позицию авторитета или лучше пользоваться безопасными шаблонами? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала директор Федерального института педагогических измерений, кандидат педагогических наук Оксана Решетникова.

- Оксана Александровна, все 15 лет существования единого госэкзамена существует мнение о том, что он не может раскрыть творческий потенциал ученика. Так ли это?

- Давайте оттолкнемся от целей ЕГЭ. Экзамен выполняет функцию государственной итоговой аттестации и решает важную задачу отбора наиболее подготовленных абитуриентов для поступления в вузы. Поэтому каждый вариант ЕГЭ по учебному предмету состоит из заданий разного уровня.

Каждое задание проверяет конкретное умение, овладение определенным видом познавательной деятельности. Одни задания проверяют в большей степени освоение базовых основ предмета и сводятся к проверке элементарных знаний, другие – грамотность чтения, умения работать с информацией, третьи – аналитические умения, четвертые – способность развернуто излагать свои мысли на русском или иностранном языке… Этот список можно продолжать.

Сейчас доля развернутых ответов, которые свободно формулирует каждый участник экзамена, по ряду предметов доходит до 80% в общем балле. Это означает, что каждый школьник может в полной мере проявить себя.

И в контрольно-измерительный материал (КИМ) по каждому предмету входит достаточное количество творческих заданий - сочинений и эссе. Они предполагают свободно конструируемый ответ, который опирается не только на знания, но и на умение свободно излагать свои мысли на заданную тему, аргументировать своё мнение. Конечно, это позволяет раскрыть и творческий потенциал участника экзамена.

- В ЕГЭ по гуманитарным предметам встречаются задания, в которых выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора текста - известного ученого или деятеля культуры. Можно ли не согласиться с мнением авторитета?

- До сих пор среди школьников и учителей бытует миф о том, что не соглашаться с позицией автора художественного текста участнику ЕГЭ опасно, за это будет снижен балл. Но здесь важно понимать, что личная позиция выпускника, его жизненные установки, политические взгляды и отношения не оцениваются на ЕГЭ.

Если задание требует высказать и аргументировать свое отношение, то оценивается убедительность аргументации, а совсем не "правильное" или "неправильное" отношение. Важно, чтобы ответ содержал понятные по смыслу тезисы, и был ясен коммуникативный замысел экзаменуемого.

- Как тогда быть, например, с "подстройкой" сочинений по русскому языку и эссе по иностранному языку под критерии оценивания?

- Так называемая "подстройка" развернутых ответов под критерии оценивания в определенной мере необходима, чтобы получить максимальный балл. Формулировка задания и критерии оценивания ответов на него взаимосвязаны: требования, структурные элементы задания оцениваются, они являются основой критериев оценивания.

Поясню на примере эссе "Мое мнение" в ЕГЭ по иностранному языку. В самом задании предложена структура ответа (поставьте проблему, выскажите свое мнение и приведите 2-3 аргумента, выскажите противоположное мнение и дайте 1-2 его объяснения, аргументируйте свое несогласие с противоположным мнением, сделайте вывод).

Следование предложенной структуре позволяет участнику ЕГЭ решить коммуникативную задачу и порассуждать, например, о том, почему дружба – величайший подарок судьбы, а не скатиться в воспроизведение заученного топика "Мой лучший друг". Важно проверить, насколько участник экзамена понял конкретную задачу, как он умеет рассуждать на новую для него тему. Это не проверка того, как он смог запомнить и воспроизвести выученный когда-то текст.

Соблюдение указанного в задании объема сочинения по русскому языку, литературе, иностранному языку позволяет избежать снижения баллов за недостаточное количество слов. При этом максимальный объем сочинения не ограничивается ни по одному предмету.

- А как относиться к требованиям учителей в сочинении писать обязательно "автор выдвигает проблему…", а не "автор поднимает проблему"? Такие условности мы найдем в каждом предмете.

- Стремление некоторых учителей, методистов создать и заучить с детьми шаблоны сочинений – не новая проблема. Все мы помним сборники "золотых" выпускных сочинений по русскому языку и литературе.

Сейчас мы видим всевозможные банки сочинений по русскому и иностранному языку, литературе, истории, обществознанию, банки готовых примеров, аргументов для ЕГЭ. Использование таких заготовок и шаблонов – безусловно, вредная практика, которая обессмысливает обучение, отвращает школьников от учебы.

Помимо прочего, заучивание подобных "домашних заготовок" создает у выпускников опасную иллюзию готовности к экзамену. Но на экзамене оказывается, что порассуждать на другую тему или решить похожую задачу с другими числовыми значениями выпускник не может.

Разработчики ЕГЭ, как никто видят масштабы этой проблемы. Для ее решения в этом году мы внесли изменения в формулировки заданий и критерии оценивания развернутых ответов по русскому языку, иностранному языку, обществознанию, исключающие использование "домашних заготовок". Наши специалисты были и остаются активными противниками любых форм натаскивания и применения "шаблонов".

К сожалению, иногда в ФИПИ поступают обращения от учителей, которые просят дать "образцы" сочинения или другого развернутого ответа в качестве эталона. На каждое такое обращение мы неизменно отвечаем, что к подобного рода заданиям ФИПИ никогда не будет давать никаких эталонов ответов, что лучшее сочинение - это самостоятельно написанное, продуманное, содержащее собственные мысли и средства выразительности, подчеркивающие индивидуальность участника экзамена.

Поэтому, мнение о том, что именно разработчики ЕГЭ придумывают, да ещё каждый год меняют какие-то рекомендации по поводу того, что можно писать, какими словами начинать свой ответ и прочее - не более, чем очередной миф.

- Если участник ЕГЭ напишет длинное сочинение, где гарантия, что проверяющие учителя захотят прочитать этот длинный текст?

- Процедура проверки развернутых ответов ЕГЭ очень детально проработана и опирается на многолетний опыт. В регионах выстроена система отбора и подготовки экспертов предметных комиссий, председатели региональных предметных комиссий утверждаются Рособрнадзором после детального анализа деятельности комиссий в предыдущем году.

Каждая работа автоматически назначается на проверку двум экспертам, а при необходимости, так же автоматически назначается и третий эксперт из числа наиболее квалифицированных специалистов.

Оценивание проводится строго по установленным критериям, запрещены какие-либо произвольные, "вкусовые" требования экспертов. Если подобная практика необъективной проверки будет выявлена, то эксперт отстраняется от работы.

Во всех регионах участникам ЕГЭ доступен просмотр изображений своих работ и баллов экспертов, в случае несогласия с ними можно обратиться в конфликтную комиссию. Все это обеспечивает защиту прав участников ЕГЭ.

- В последние годы результаты ЕГЭ стабилизировались, и по многим предметам наметился их определенный рост. Считаете ли вы нужным усложнять задания?

- Нет, конечно. Разработчики заданий ЕГЭ после завершения каждого экзамена анализируют не только тенденции изменения результатов участников, но и качество заданий и экзаменационных вариантов в целом. Надо сказать, что сейчас качество заданий позволяет производить полноценный отбор выпускников в вузы с разными требованиями к подготовке абитуриентов.

Изменения в КИМ вносятся не для усложнения заданий, а для совершенствования и развития экзаменационных моделей. В том числе и для того, чтобы дать нашим будущим участникам ещё больше возможностей для творчества, самостоятельности и креативности.


05.02.2019
Готовность субъектов к государственной итоговой аттестации в 2019 году обсудили на селекторном совещании в Министерстве просвещения Российской Федерации. Главными темами стали подготовка к предстоящему 13 февраля итоговому собеседованию для девятиклассников и дополнительному дню проведения итогового сочинения для одиннадцатиклассников 6 февраля.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев напомнил, что порядок проведения и оценивания итогового собеседования устанавливает орган исполнительной власти субъектов. Выдача результатов может происходить как в день проведения испытания, так и в течение нескольких дней, но до 19 февраля все участники должны узнать свою оценку.

Во время проведения итогового собеседования будет вестись аудиозапись. «Необходимо избежать ошибок, которые были допущены при введении итогового сочинения в штатный режим, когда оценки «раздаривались». Процедура итогового собеседования не должна носить формальный характер», - подчеркнул Анзор Музаев.

Об особенностях процедуры итогового собеседования для участников с ограниченными возможностями здоровья рассказал начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Игорь Круглинский. Для школьников с ОВЗ время для прохождения испытания увеличено на полчаса. «Значение минимального проходного балла для таких участников может отличаться от рекомендованного Рособрнадзором и ФИПИ. Например, есть ребята, которые не могут справиться с заданиями 1 и 2 – чтение текста и пересказ. Минимальный балл может быть установлен исходя из заданий 3 и 4. Школьники с ОВЗ общаются со сверстниками, с учителями, и навыки общения у них должны присутствовать», - сказал Игорь Круглинский.

Заместитель руководителя Рособрнадзора отметил, что необходимо повысить объективность проведения итогового сочинения. В этом учебном году наблюдатели выявляли участников, которые использовали мобильные телефоны. Все они были удалены.

О нововведениях в Порядке проведения ЕГЭ в 2019 году также напомнил Анзор Музаев. Он поручил министрам провести с родителями разъяснительную работу о том, что участники экзамена, выбравшие для сдачи ЕГЭ профильную математику, смогут в случае неудовлетворительного результата пересдать по выбору профильный или базовый уровень в резервные сроки. В дополнительный период в сентябре можно будет сдать уже только ЕГЭ по математике базового уровня.

Ещё одним существенным изменением в 2019 году стало введение ЕГЭ по китайскому языку. Заместитель руководителя Рособрнадзора заверил участников совещания, что нет необходимости создавать предметную комиссию по китайскому языку в каждом регионе. Пока участников ЕГЭ по китайскому языку немного, будет создана федеральная предметная комиссия по проверке экзаменационных работ.

31.01.2019
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) опубликовал на своем сайте образцы и описания всероссийских проверочных работ (ВПР), которые пройдут в 2019 году для учащихся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 11-х классов.

Образцы и описания проверочных работ дают возможность учащимся и преподавателям составить представление о структуре ВПР, количестве заданий, их форме и уровне сложности, перечне вопросов и тем, которые могут встретиться в ВПР, системе оценивания.

ВПР представляют собой контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Это итоговые контрольные работы, которые проходят по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых типов заданий и единых критериев оценивания.

Также Рособрнадзором был утвержден график проведения ВПР и национальных исследований качества образования (НИКО). В 2019 году ВПР пройдут с 5 марта по 25 апреля. Для учащихся 4-х, 5-х и 6-х классов их написание является обязательным, в 7-х и 11-х классах ВПР проводятся по решению школы. Учащиеся четвертых классов напишут ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру, пятиклассники – по русскому языку, математике, биологии и истории, шестиклассники – по русскому языку, математике, биологии, истории, обществознанию и географии, семиклассники – по русскому языку, математике, биологии, истории, обществознания, географии и английскому языку, одиннадцатиклассники – по географии, физике, химии, биологии, истории и иностранному языку.

НИКО в 2019 году будут проведены по двум предметам: физической культуре в 6 и 10 классах (8-12 апреля) и технологии в 5 и 8 классах (октябрь).

24.12.2018

Об обязательных ЕГЭ, объективности проведения всероссийских проверочных работ и других актуальных темах сферы образования в преддверии нового 2019 года рассказал в интервью РИА Новости руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

— В последнее время активно обсуждалась тема будущей цифровизации ЕГЭ. Какая работа ведется в этом направлении?

— Рособрнадзор на протяжении последних лет проводит огромную работу по цифровизации ЕГЭ: экзаменационные материалы в зашифрованном виде доставляются в пункты проведения экзаменов на дисках или флеш-накопителях, там же печатаются и сканируются, действуют системы онлайн-видеонаблюдения.

Активное развитие цифровых технологий и внедрение их практически во все сферы жизни открывает новые возможности и формирует новые вызовы, на которые будет откликаться система государственной итоговой аттестации. Возможности и горизонты в перспективе тут самые широкие: это и внедрение компьютерных форматов экзаменов, и использование систем искусственного интеллекта для проверки ответов, моделирование экспериментов, технологии виртуальной реальности.

Пока в 2018 году мы начали апробировать технологию передачи контрольных измерительных материалов ЕГЭ в экзаменационные пункты по интернету. С 2019 года планируем поэтапное внедрение этой технологии в практику. Она позволит уйти от доставки экзаменационных материалов на физических носителях, что еще больше повысит уровень информационной безопасности ЕГЭ.

— Эта технология действительно надежна?

— Абсолютно. Все экзаменационные материалы зашифрованы, а ключ шифрования направляется в пункт за 30 минут до начала ЕГЭ. Печать экзаменационных материалов в аудиториях возможна только с использованием ключа-токена члена государственной экзаменационной комиссии и ключа шифрования. Утечка заданий до начала экзамена исключена.

— А каковы перспективы развития компьютерных форм сдачи экзаменов?

— Мы уверенно двигаемся в этом направлении. С 2015 года в компьютерной форме проводится устная часть ЕГЭ по иностранным языкам. В настоящее время активно разрабатываем компьютерный ЕГЭ по информатике. Значительную часть экзамена составляют задания по программированию, поэтому их выполнение на компьютере вполне естественно. Компьютерная форма экзамена также открывает возможности автоматизированной проверки ответов, в том числе тестирования написанных участниками экзамена программ. Эта модель экзамена предполагает проверку ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне, без привлечения региональных экспертов.

В конце ноября мы провели апробацию компьютерной модели ЕГЭ по информатике с участием трех тысяч одиннадцатиклассников. Результаты сейчас анализируются. В 2019 проведем более масштабную апробацию данной технологии, а в 2020 году планируем ее внедрение в штатный режим.

Однако важно понимать, что проведение ЕГЭ в компьютерной форме требует значительных организационных усилий и материальных затрат: все пункты проведения экзамена должны быть оснащены соответствующей техникой и лицензионным программным обеспечением. Каждому из выпускников должны быть созданы все условия для успешной сдачи госэкзамена по информатике, несмотря на то, в каком регионе он проживает и в какой школе, сельской или городской, сдает ЕГЭ.

Еще один аспект цифровизации – развитие информационных систем Рособрнадзора и не только тех, которые связаны с ЕГЭ.

— Что это за информационные системы?

— Сейчас у нас действует порядка 20 систем, в которых собрана информация по всем уровням образования и отраслям науки. В том числе сведения по отдельно взятой школе любого региона страны, результаты всероссийских проверочных работ каждого школьника, итоги выпускных экзаменов после 9 класса и результаты ЕГЭ, реестры аккредитованных и лицензированных вузов, система взаимодействия с Пенсионным фондом РФ и другие. Для обеспечения эффективного взаимодействия между информационными системами внедрена единая интеграционная платформа, обеспечивающая прозрачный и универсальный обмен данными.

В настоящий момент в информационных системах Рособрнадзора аккумулируется большой массив сведений об образовательной деятельности как на федеральном, так и региональном уровнях. Создание такого "озера данных" в области образования дает возможность готовить широкий спектр аналитических материалов, необходимых для принятия управленческих решений и прогнозирования событий в области образования. Эти данные помогут правительству и профильным министерствам эффективно управлять реализацией национальных проектов "Образование" и "Наука", вести мониторинг их исполнения и прогнозировать результаты.

— Звучат предложения увеличить число обязательных ЕГЭ, в частности, добавить экзамен по иностранному языку и истории. Пока предварительный срок введения этих экзаменов — после 2022 года. Началась ли уже работа в этом направлении?

— Иностранные языки будут включены в перечень обязательных предметов ЕГЭ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в 2022 году, к моменту полного перехода обучающихся на новый ФГОС. Уже восьмой год он поэтапно внедряется нашими школами.

Безусловно, Рособрнадзором уже ведется и предусмотрена в дальнейшем большая подготовительная работа в этом направлении. Принята и реализуется дорожная карта по разработке и апробации модели обязательного ЕГЭ по иностранным языкам. Подходы к уровню сложности заданий сейчас отрабатываются на всероссийских проверочных работах (ВПР) для 11 класса. С этого учебного года мы вводим ВПР по иностранным языкам и в 7 классе. Это позволит нам оценить уровень подготовки школьников, а самим школам даст возможность анализировать результаты ВПР и принимать необходимые решения по работе с учениками и учителями.

Ведется мониторинг технических условий проведения ЕГЭ, важно понять готовность и в этом аспекте. Планируется методическое сопровождение, проведение семинаров и курсов повышения квалификации для педагогов.

Сейчас специалисты обсуждают возможные конструкции экзаменационной модели обязательного ЕГЭ по иностранным языкам. Рассматриваются варианты как двух отдельных экзаменационных моделей базового и углубленного уровня по образцу базовой и профильной математики, так и выделение в рамках одной модели базовой и углубленной частей.

Мы полагаем, что экзамен по выбору и обязательный ЕГЭ по иностранному языку – это два разных экзамена. Экзамен базового уровня либо базовая часть в измерительном материале будет ориентирован на тех, кто не планирует связать свою жизнь с языковой профессией. Подобно базовой математике это будет экзамен для жизни. Надо его сделать доступным и интересным, он должен мотивировать к изучению иностранных языков. Это сейчас серьезная тема для обсуждения.

Углубленный экзамен будет очень близок к тому, что мы имеем сейчас, проводя ЕГЭ по выбору. Это должен быть инструмент, позволяющий вузам отобрать наиболее подготовленных абитуриентов, чтобы обучать их по специальностям, связанным с иностранными языками.

После завершения работы над моделью и всех апробационных исследований, не позднее августа 2021 года, мы опубликуем проекты демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов для обязательного ЕГЭ по иностранным языкам на сайте Федерального института педагогических измерений.

— Как думаете, какая будет реакция у выпускников на увеличение числа обязательных экзаменов? Как можно подготовить их морально к таким изменениям?

— Очевидно, что любое нововведение делит общество на его сторонников и противников. Введение иностранных языков в перечень обязательных учебных предметов государственной итоговой аттестации не является исключением.

Выпускникам нужно осознать, что так же, как и по остальным предметам, нужно просто учиться с 1 по 11 класс. Если выпускник освоил школьную программу, проблем на экзамене у него не возникнет. Дать ему для этого все необходимое – это задача школы и педагогов. Родители же должны контролировать процесс обучения, быть в контакте с учителем.

— А что все-таки с историей?

— В настоящее время нет нормативных оснований для изменения перечня обязательных предметов, кроме иностранных языков. Но вопрос о включении истории и других предметов в перечень обязательных предметов ЕГЭ регулярно обсуждается. Однако прежде, чем говорить о расширении перечня обязательных предметов, необходимо провести соответствующее общественно-профессиональное обсуждение, затем разработать модель экзамена, провести апробацию технологии и содержания.

Обязательная проверка знаний выпускников по истории своей страны – это достаточно распространенная в разных странах практика. Но она может быть не только в форме ЕГЭ, но и, например, всероссийских проверочных работ. Это проводимые школами на основе единых измерительных материалов итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, истории, биологии, обществознанию и другим предметам. Такие работы поддерживают единое образовательное пространство нашей страны и при объективном проведении позволяют совершенствовать работу школы, методики преподавания.

— В число иностранных языков, которые можно сдать в формате ЕГЭ, добавился китайский. С чем связано это решение?

— С расширением сотрудничества нашей страны с КНР. В разных отраслях экономики, в культурной сфере востребованы специалисты, владеющие китайским языком. Китайский язык начал активно изучаться в школах, поэтому было принято решение о введении ЕГЭ по китайскому языку. Мы полагаем, что этот шаг еще больше простимулирует интерес к его изучению.

В 2019 году выпускники 11 классов впервые получат возможность сдать ЕГЭ по китайскому языку. Он станет пятым языком по выбору для участников ЕГЭ наряду с английским, немецким, французским и испанским.

В течение трех лет Рособрнадзор по поручению правительства занимался подготовкой к включению китайского языка в число предметов, по которым проводится ЕГЭ. Эта работа не ограничивалась только разработкой экзаменационной модели. Были разработаны и включены в реестр Минпросвещения проекты примерных основных образовательных программ по китайскому языку. Разработана концепция проведения итоговой аттестации по китайскому языку, экзаменационная модель, которая, как и в других иностранных языках, включает письменную и устную части. Разработаны экзаменационные задания по китайскому языку и методические материалы для экспертов, которым предстоит оценивать выполнение заданий, программа повышения квалификации для этих экспертов. Было проведено несколько апробаций. К настоящему времени ЕГЭ по китайскому языку полностью проработан, подготовлена методическая и технологическая основы этого экзамена.

— Есть ли планы по введению сдачи в формате ЕГЭ других восточных языков — арабский, персидский, турецкий, корейский, японский и так далее?

— Дальнейшее расширение перечня иностранных языков для сдачи ЕГЭ пока не планируется. Для этого нужен соответствующий запрос в обществе: наличие значительного числа обучающихся, изучающих эти языки в школе, и вузов, готовых включить их в свой перечень вступительных испытаний для абитуриентов.

— Вы говорили о том, что разрыв баллов между студентами-бюджетниками и платниками колоссален. Есть ли у Рособрнадзора идеи, как его сократить? Не планируется ли повысить порог баллов для поступления в вузы?

Минимальные баллы ЕГЭ были установлены Рособрнадзором в 2016 году и с тех пор не менялись. Минимальные пороги для поступающих вузы определяют самостоятельно, при этом они не должны быть ниже количества баллов ЕГЭ, установленных Рособрнадзором. Решение об изменении порогов для поступления принимает вуз.

Разница средних баллов студентов, принятых в 2018 году на бюджет по конкурсу и принятых на платные места, составила 10,3 балла. Разрыв действительно существенный. И причина понятна. Вопрос в том, каких специалистов можно подготовить, если они изначально имеют слабую базу знаний. Мы будем вести контроль качества образования студентов в вузах, которые устанавливают для поступления критически низкие пороги.

— Рособрнадзор ранее заявлял о проблемах с объективностью выдачи школьных медалей и аттестатов с отличием. Удалось ли улучшить ситуацию по этим направлениям?

— Ситуацию изменить удалось. Если в прошлом году количество медалистов, не преодолевших минимальный порог ЕГЭ, составляло свыше 1300, то уже в 2018 году их число сократилось до 878. Цифра значительно снизилась.

А в некоторых регионах динамика улучшения еще более наглядна. Так, например, в Дагестане количество медалистов, не набравших минимальное количество баллов, снизилось более чем в шесть раз – с 266 до 47.

Но будут еще изменения в нормативных документах по данной теме, так же, как и по выдаче аттестатов с отличием. Сейчас они готовятся министерством просвещения.

— В этом году Рособрнадзор опубликовал список школ с необъективными результатами ВПР. Какой эффект это дало?

— В 2017 году мы направили в регионы списки школ с необъективными результатами. В 2018 году таких школ стало меньше. Это 2705 школ по сравнению с 3116 год назад. Но все равно их достаточно много. Эти школы включены в план проверок региональных органов исполнительной власти на 2019 год.

Наряду с публикацией списка школ с необъективными результатами ВПР Рособрнадзор в марте 2018 года направил в региональные министерства образования рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов. Это и профилактическая работа со школами. Это и программы помощи школам с низкими результатами, и повышение заинтересованности школ в объективных результатах, разъяснительная работа с муниципалитетами, с директорами школ.

— Как продвигается работа над изменением системы аккредитации вузов?

— Работа идет очень интенсивно. Сразу отмечу, сейчас необходима трансформация процедуры государственной аккредитации и определение новых направлений развития. Настало время развиваться, внедрять философию роста. Государственная аккредитация образовательной деятельности – это не только важнейший инструмент оценки ее содержания и качества, но и, что более важно, фактор обеспечения доверия общества к системе образования, условие развития человеческого капитала страны. На современном этапе это еще и действенный механизм управления в системе образования.

Решения, которые нам предстоит принять, должны быть системными и учитывать специфику разных вузов: ведущих, отраслевых, региональных, негосударственных. Поэтому к этой работе мы подходим очень взвешенно и аккуратно. Нужно сбалансировать все предложения и выработать наиболее эффективные механизмы решения.

Создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители различных министерств, вузовских объединений и Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Прошли обсуждения изменений действующей модели аккредитации на различных площадках: с ректорским сообществом, парламентариями, Российской академией наук. Мы выслушали много интересных предложений и идей, сейчас их анализируем. Прошло два заседания рабочей группы, на последнем мы еще раз сверили позиции и перешли к обсуждению проектов новых нормативных документов в сфере аккредитации, устанавливающих квалификационные требования к экспертам.

— В конце 2019 года будут опубликованы данные нового цикла международного исследования PISA. Именно по нему, по мнению многих экспертов, должна определяться успешность выполнения указа президента о вхождении России в топ-10 стран по качеству общего образования. Каких результатов PISA вы ожидаете для России?

— В 2018 году был проведен основной этап очередного цикла исследования PISA. В России в нем приняли участие более 8 тысяч учащихся 15-летнего возраста из 200 школ 43 регионов. Согласно графику ОЭСР, результаты исследования будут опубликованы в декабре 2019 года.

Россия уже в 2015 году показала существенное улучшение результатов по сравнению с предыдущим циклом исследования, который проходил в 2012 году. Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности. Я думаю, в новом цикле исследования результаты российских школьников покажут положительную динамику. Способствует этому та большая работа, которая ведется сейчас для модернизации системы школьного образования в России, переход на обучение по новому ФГОС. PISA-подобные задания, проверяющие умение применять знания в новых ситуациях, мы сейчас вводим в ВПР. Они уже становятся привычными для наших школьников.

— Что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы добиться поставленной цели — вхождения России в топ-10 стран по качеству общего образования к 2024 году?

— Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, поэтому для достижения поставленной цели необходима всесторонняя работа, учитывающая все элементы образовательной системы. При этом должна быть возможность развития личностных результатов образования, помощь школьникам в самореализации.

И, конечно, не может быть и речи о повышении качества образования без справедливой и честной оценки результатов школьников, которая гарантирует для них равные возможности.

Я хотел бы пожелать нам всем в новом году плодотворной работы для достижения этой важной цели, а тем ребятам, которые сейчас учатся в наших школах и вузах, тяги к знаниям и уверенности в своих силах.

 

Новости 1 - 20 из 186
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец



НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Логотип

160012, г. Вологда, ул. Козленская, д. 114

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на depobr.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@gov35.ru